ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » 2018 » Март » 21 » ЭКОНОМИКА.
12:00
ЭКОНОМИКА.

Рукина И. М.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ КОРРУПЦИИ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ. (2 часть. Окончание).

Рукина И.М. Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ)

Еще одна базовая конструкция, которая не может не регулироваться государством – государственные заказы и поставки для государственных нужд. Эта сфера считается самой коррумпированной во всем мире, так как государственные заказы и поставки дают возможность распоряжаться бюджетными ресурсами, и именно здесь пышным цветом расцвела и благополучно цветет до сих пор система откатов. На государственных подрядах и поставках для государственных нужд родилась знаменитая итальянская мафия Коза Ностра. Связь организованной преступности с бюрократией и политиками достигла в Италии в прошлом веке таких масштабов, что на войну с ней были брошены все здоровые силы общества. Огромную положительную роль в этой кампании сыграли правоохранительные органы Италии. Все мы помним знаменитого телегероя капитана Катаньо, в которого были влюблены все российские женщины. Но телегерой имел вполне реальных прототипов. В течение пяти лет компания «Чистые руки», начатая миланской прокуратурой в 1992 году и направленная против коррупции в высших эшелонах власти, проводилась последовательно и очень жестко в обстановке максимальной секретности. В результате одной акции были арестованы десятки крупнейших и сотни более мелких фигур итальянской политики и экономики. Координатор этой акции Джерардо де Амброзио убежден, что данная работа не была напрасной хотя бы потому, что «сегодня итальянцы стали относиться к коррупции как к преступлению, а раньше относились как к норме жизни».

            Широко распространенная коррупция сдерживает процесс развития, замедляет экономический рост стран ввиду порождаемой ею инерции и неэффективности, тем самым, возлагая невидимое бремя налогов на жителей страны. Завышенная (благодаря взяткам и другим злоупотреблениям) стоимость сделок передается в виде высоких цен потребителям, повышая стоимость жизни населения, той его части, которая имеет низкий уровень доходов {13}. Административные решения в этом случае принимаются уже на основе объективных критериев, поскольку контракты на выполнение государственных заказов получают не компании, которые предлагают наиболее низкие цены, а компании, которые дали наиболее крупные взятки. Позднее эти компании возвращают себе предоставленные ими в виде взяток деньги за счет снижения качества выполняемых ими государственных заказов. Не удивительно, что вслед за этим мосты и здания рушатся, дороги смываются после первых дождей, дамбы прорывает, и многие деревни оказываются под водой (из доклада Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом»).

            Строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, жилищно-коммунальное хозяйство так тяжело поддаются реформированию как раз по причине огромных по величине откатов за получение подрядов {3} {16}. На протяжении последних десяти лет население России наблюдало беспрецедентный рост цен на жилье. Всем понятно, что таких цен быть не может, что они в десятки раз превышают себестоимость строительства, но кто-нибудь взял себе за труд посчитать настоящую стоимость 1 квадратного метра жилья в домах разной категории за вычетом взяток и откатов. А потом мы удивляемся, почему национальный проект «Доступное жилье» оказался самым проблемным. Поэтому Президент страны и Премьер-Министр лично занимаются национальными проектами, хотя есть достаточное количество должностных лиц, ответственных за эффективность реализации Национальных проектов и Государственных целевых программ.

             Государственные и региональные целевые программы также являются базовой конструкцией и одновременно механизмом, позволяющим государству правильно и четко распределять государственные и региональные финансы, решая самые актуальные проблемы страны и регионов, и одновременно удовлетворять нужды и потребности населения страны. Это в идеале. Реально ситуация осложняется тем, что формирование и утверждение программ является в большинстве случаев результатом лоббирования со стороны заинтересованных лиц в зависимости от уровня программы (губернаторы, мэры, министры, депутаты, олигархи, руководители крупнейших компаний и т.д.) Лоббирование – процесс далеко не бескорыстный, если он не регламентирован законодательно. А Федерального закона «О лоббировании» в России до сих пор нет {8}. Большой опасностью для реализации программ является недофинансирование или прекращение финансирования, что ведет к ликвидации недовыполненной программы или затягиванию сроков выполнения на неопределенное время. А ведь на программу уже были затрачены средства, часто очень большие. На вопрос, где эти средства и где результат ответа не будет, но определенная часть чиновников свою мзду уже сняла. И вот что самое интересное – в данном случае мы не можем сказать, что закон молчит. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации (главный финансовый документ страны) четко сказано, что бюджет должен быть ориентирован на результат, дано определение программ, метод их формирования, регламентация по срокам исполнения, определен орган контроля за реализацией – Контрольно- Счетная палата РФ и соответственно Контрольно-счетные палаты регионов. К сожалению, сложилась ситуация, когда законодательство не гарантирует результат. Отсутствие правоприменительной практики резко снижает эффективность самых важных для страны решений. Если мы спустимся на уровень любого муниципалитета – мы увидим такую же картину.

Рыночная экономика – экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляются с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Спекулятивная экономика (от лат. Speculatio – высматривание, отслеживание) – экономика, ориентированная на получение быстрой и легкой прибыли путем покупки и последующей продажи различного рода товаров и активов. Создания новой прибавочной стоимости в такой экономике практически не происходит.

Скупка государства (State capture) – способность компаний влиять на установление основных правил игры (то есть на законы, указы и другие нормативные акты) посредством запрещенных приемов, например, платежей чиновникам и политикам. Традиционным лицом коррупции является бюрократ, вымогающий взятки у беспомощных граждан и предприятий, или же политики и бюрократы, извлекающие через государство ренту для своего обогащения. Но если интересы вне государственной системы – такие, как частный бизнес или мафия, - будут в роли сильной стороны и смогут влиять на законы, государственную политику и нормы в свою пользу, то это будет «скупка государства». Это явление было признано наиболее разрушительной и непреодолимой проблемой коррупции, которая больше всего проявляется в странах с переходной экономикой, где процессы демократической консолидации искажены, а права частной собственности плохо охраняются.

Влияние коррупции на развитие социальной сферы государства.

Бытовая коррупция.

             Во времена СССР социальная сфера полностью находилась под контролем государства. В социалистическом обществе государство финансирует образование, здравоохранение, социальные услуги, пенсии, отдых трудящихся; поэтому граждане привыкают к патернализму со стороны государства и очень болезненно воспринимают необходимость самостоятельно решать многие вопросы своего жизнеобеспечения. Все мы помним печально знаменитый Закон «О монетизации льгот», какую бурю возмущения вызвала отмена или частичная замена натуральных льгот денежными компенсациями. Не будем сейчас углубляться в подробности закона и говорить о том, насколько не адекватны были предлагаемые компенсации реальным потребностям. Но это был серьезный сигнал власти о том, что с социальной сферой надо обращаться чрезвычайно осторожно и бережно, даже в условиях новой российской экономики, которую пока только с очень большой натяжкой можно назвать рыночной. Коррупция чрезвычайно опасна для социальной сферы в связи с тем, что она касается каждого человека, его повседневных нужд и потребностей, независимо от возраста.

             В социальной сфере в связи с коррупцией отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы. Следствием этого является закрепление и увеличение имущественного неравенства и бедности большой части населения {12}. Продажность чиновничества подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп влияния за счет наиболее уязвимых слоев населения. Коррупция приводит к дискредитации права и закона как основных составных инструментов регулирования жизни государства и социума. Вот и оказывается, что закон сам по себе, а правоприменительная практика сама по себе. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти, чему способствует, в частности, коррумпированность отдельной части правоохранительных органов и судейского корпуса, ведущая к укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще в большей мере, получая доступ к политической власти и возможностям по отмыванию денег. Все это приводит к повышению социальной напряженности, бьющей по экономике страны и угрожающей ее политической стабильности.

            При проведении социологических опросов опрашиваются люди из разных слоев населения, и проблемы у них разные: от бытовой коррупции на уровне ДЭЗа до незаконной приватизации зданий в Москве. Но особое место занимает как раз коррупция в образовании и здравоохранении {15}.Любой человек, независимо от его статуса хочет, чтобы его лечили хорошие опытные врачи, чтобы его детей учили профессиональные и разумные учителя. И люди готовы за это платить. Готовность уже дошла до такого уровня, что поступление в вуз, сдача экзаменов не мыслятся без взяток. Чадо хочет быть врачом – чего же проще? Платятся деньги, чадо зачисляется в институт, прогуливает занятия – и так до диплома. Может быть, мы несколько утрируем ситуацию, но оценка населением нашего здравоохранения, лекарственного обеспечения очень низкая, хотя бюджет вкачивает сегодня огромные средства в развитие здравоохранения и образования. При этом мы постоянно слышим о недофинансировании образования, здравоохранения, социального обслуживания. Наверное, это справедливо, но истина заключается в том, что чем больше денег выделит государство, тем больше уйдет на сторону в виде взяток, откатов, подкупа. Такое вот неприятное свойство коррупции {15}.

              Итак, хотим ли мы, чтобы зубы нам лечили троечники, операции делали недоучившиеся хирурги, чтобы машина скорой помощи приезжала без нужных препаратов и не везла в больницу без денег. Тогда зачем мы даем взятки? Почему государство допустило полный развал отечественной фармацевтической промышленности. По заказу каких конкурирующих западных фирм работали рейдеры в 90-х годах и кто их прикрывал? Вопросы, вопросы…нет им конца. Но наверно пора раскручивать цепочку и научиться давать отпор взяточникам.

          Нам известно, что в тех школах, где нормально работают родительские комитеты, практически нет поборов. Там, где общественность активно вмешивается в действия власти, если они направлены не на пользу социуму, очень часто достигается положительный результат. Иногда ведь просто диву даешься, насколько у нас люди не знают своих прав и не умеют их защищать.

             Приведем выдержку из доклада Общественной Палаты РФ.

         «Наиболее болезненно гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения, потому что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого многие иные ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет уже не столько о мелких взятках в виде подношений врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных проявлениях: получение врачами бонусов от фирм производителей за рекомендацию больным лекарств конкретных фирм, разумеется, не самых дешевых и зачастую не самых эффективных. Происходит закупка дорогостоящих, но менее эффективных лекарств. Отсюда – снижение доверия граждан к врачам и массовое распространение различных видов самолечения и обращения к мошенникам.

             Все чаще отмечаются факты вымогательства за проведение формально бесплатных операций. Особенно кощунственны те случаи, когда речь идет о проведении операций в связи с угрозой жизни больных, когда люди продают последнее, лишь бы спасти жизнь себе или своим близким. Важным показателем системного характера коррупции в сфере здравоохранения является то, что врачи, желающие работать по некоторым медицинским специальностям, должны платить немалые деньги за свое назначение. Такая практика предполагает наличие у них теневых доходов, которые позволяют им компенсировать вложенные средства. По существу, наблюдается постепенное превращение лечебных заведений в торговые, в которых происходит замена честных квалифицированных врачей коммерсантами от медицины».

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ

             Граждане достаточно часто сталкиваются с проявлениями коррупционного поведения со стороны лиц, принимающих решения в различных сферах жизнедеятельности людей. Иногда желание решить вопрос любым путем и как можно быстрее заставляет человека пойти на противоправные действия. Здесь важно понимать, что дача взятки такое же преступление, как и получение взятки. И это не пустые слова – законодательство современной России полностью соответствует законодательству по противодействию коррупции развитых стран, где эта норма существует уже не одно десятилетие.

          По мере формирования цивилизованного гражданского общества воспитывается и нетерпимое отношение к взяткам и откатам. Уже сейчас в регионах местными СМИ проводятся расследования по случаям коррупции, и граждане оказывают содействие СМИ в той мере, в которой они могут это сделать. Например, на основе сигналов жителей государственное ведомство «Росалкогольрегулирование» совместно с правоохранительными органами выявило и ликвидировало десятки теневых производств по приготовлению и разливу «паленой» водки в 2016 году.

              Создание активными гражданами различных интернет-порталов, таких как «Взяткам – нет» показывает желание людей очистить нашу жизнь от этого позорного явления.

              Создание в обществе атмосферы нетерпимости к взяточникам – это самый действенный путь преодоления рабской психологии, потому что сильные и уверенные в себе люди никогда не дадут и не возьмут взятку. Нетерпимость к взяткам и откатам в обществе приведет к тому, что взяточники начнут испытывать страх разоблачения и, следовательно, потерю репутации, «утрату доверия» и потерю работы. Таких примеров уже много и мы надеемся, что будет еще больше.

Список литературы:

  1. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. – Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2006.
  2. Антикоррупционная политика. – М.: Изд-во РА «Спас», 2004.
  3. Аренда и покупка недвижимости и земли для нужд малого бизнеса: итоговый доклад / [Георгий Сатаров и др.]. – М.: Фонд ИНДЕМ, 2006.
  4. Аудит эффективности в рыночной экономике: учебное пособие / Е. И. Иванова, М. В. Мельник, В. И. Шлейников; под ред. С. И. Гайдаржи. – М.: КНОРУС, 2007.
  5. Бармин-Постников А., «Царство отката» // «Эксперт» от 12.07.2000, №22.
  6. Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. – М.: «Формула права», 2008.
  7. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада. М. 1998.
  8. Государственная служба / Отв. ред. А. В. Оболонский. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000.
  9. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. – Спб.: Альфа, 1997
  10. Концепция административной реформы в РФ в 2006-2010 годах.
  11. Лазаревский Н. И. Королев Ю. Ю. «Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами» - ООО «ИнтелБилд», - М.- 2008.
  12. Овчинский В. С. «ХХI век против мафии», Москва, ИНФРА-М, 2001.
  13. Эффективность государственного управления: Пер. с англ./Общ.ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, Изд. АО «Консалтбанкир», 1998.
  14. Юридическая энциклопедия.- М.: Юрист, 2001.
  15. Яковлев И. Г. Управленческая составляющая экономической безопасности Москвы // Экономические стратегии. 2005, № 8.
  16. Ш.М. Магомедов, М. В. Каратаев, М. В. Чистякова Финансовая безопасность граждан при совершении сделок купли-продажи имущества // Вестник Российской академии естественных наук. 2016/2 (том 16).

 


Расскажи друзьям:



Просмотров: 823 | Добавил: omt | Теги: И. М. Рукина, Общественное московское телевидение, противодействие коррупции, источники коррупции
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/