ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » 2014 » Ноябрь » 25 » ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ
02:10
ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Виктор Грибков-Майский,

член Союза журналистов России

КАК ВЫГЛЯДЕЛА БОГОМАТЕРЬ?

Иконы евангелиста Луки.

 (Две иконы, авторство которых приписывается евангелисту Луке, долгое время находились на Тверской земле).

         Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских,  ему также приписывается авторство первых икон - образа Богородицы, апостолов Петра и Павла. Поэтому вполне возможно, что именно святой Лука и был родоначальником иконописи, как таковой.

         В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку  Ченнино Ченнини в своем «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.

         В древнерусской литературе есть сказание, которое так и называется «О иконописце святом евангелисте Луке» известное по двум спискам  в сборниках кон. XV – нач. XVI в., которое опирается на более ранние византийские сочинения Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста. В сказании дважды приводится прямая речь Богоматери.

         И позднее на Руси авторство евангелиста Луки в написание икон никогда не подвергалось сомнению. Так в трактате XVII века  «Слово к люботщательному иконного писания», которое приписывается известному русскому иконописцу С. Ф. Ушакову, читаем: « Не сам ли Бог и природа вещей учат нас искусству иконописания? В то же время и церковь, мать всех правоверующих в Бога, с самого начала христианства приняла изображения святых на иконах…; образ всегда благословенной Богоматери, написанный святым Лукой; когда его принесли к Пресвятой Богородице, предрекла, что в нем будет присутствовать Ее благодать».

         Интересно, что все вышесказанное нашло отображение и в древнерусском изобразительном искусстве. Известны два лицевых Евангелия XV –  XVI в.в. новгородского происхождения с миниатюрой, изображающей евангелиста Луку за работой иконописца, а также иконы  XVI – XVII в.в.

         В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые  изданной в 1897 году, читаем:

           «Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным  Младенцем на левой руке, другие же две называются  Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь  умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского.  На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою; на другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой – Милостивою-Киккской, от горы Киккос (монастырь Киккос  был основан в 1092 году и по некоторым данным эта икон здесь до сих пор   – здесь и далее прим. автора), находящейся на северо-западной стороне острова Кипр…

           Все три иконы ныне по благому промышлению Божию находятся в России и известны под именами: Владимирской – Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской. Эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивы христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

         Что касается иконы Владимирской Божьей  Матери, считается, что она написана на доске стола, за которым сидел Иисус Христос с Богородицей.  В 450 году при императоре Феодосии Младшем икона эта была перенесена из Иерусалима в Константинополь,  в  1125-1130  годах привезена в Киев, а затем в 1155 году Великим князем Андреем Боголюбским во Владимир. С тех пор она стала называться Владимирский. Через некоторое время Владимирская икона Божьей Матери была перенесена в Успенский собор Московского кремля.

          Разумеется, далеко не все считают авторство  написание этой иконы евангелистом Лукой:

 «..Кто разверз озера этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец…» 

                 ( М. Волошин «Владимирская Богоматерь»)

         Удивительна история и иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Время ее появления на Руси точно не установлено. По одним данным икона была привезена греческой царевной Анной, женой князя Владимира Святого в XI в. из Византии. По другим сведениям ею благословили другую Анну, дочь императора Константина Порфирородного, когда она в 1046 г. выходила замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода, Владимир Мономах перевез икону в Смоленск и поместил в храме, заложенном в 1101 г., отчего она и получила название Смоленской.

         В 1398 году  жена московского князя Василия I  Софья,  спустя 7 лет после венчания,  приехала в Смоленск, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского и Русского. Там ее отец, Великий князь Литовский Витовт,  подарил ей эту икону. Софья увезла подарок в Москву и поставила в Благовещенском соборе. Но в княжение Василия Темного она была возвращена Смоленску.

         Еще две   иконы с изображение Богоматери - Андрониковой и Корсунско-Эфесской, авторство которых тоже  приписывается евангелисту Луке, долгое время находились на Тверской земле.

          Не сложно заметить, что  истории икон  Филермской и Андрониковой, последняя названа так в честь  византийского императора Андроника III,  во многом схожи.

         Из Египта Филермская икона Божьей Матери была перенесена в Иерусалим, а в V веке греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла ее в Константинополь. После падения Константинополя она попадает в руки рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского, которые принесли ее на остров Родос, а затем – на Мальту. После того, как гроссмейстером ордена стал российский император Павел I, 12 октября 1799 года икона вместе с частью древа креста Господня и десницей Иоанна Крестителя была привезена в Россию в Гатчину.

         Из Гатчины икона в последствие переносится в Санкт-Петербург в церковь Зимнего дворца.

                Что касается Андрониковой иконы, то по первому сохранившемуся документальному свидетельству об этой  иконе, в 1347 году византийский император пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. По названию монастыря икона называлась также Монемвасийской. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в город Патрас.

         Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын и наследник которого, А. Н. Влассопуло, послал её из Афин в 1839 году с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу. Так икона попала в Россию.

         С 1839 по 1868  год Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а затем до 1877 года она была в Троицком соборе Санкт- Петербурга. И только в 1877 году эта уникальная икона была перенесена в женский Вышневолоцкий монастырь во имя Казанской Божьей Матери Тверской губернии.

         «Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской)». (Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).

         Икона была еще и исторической реликвией. Богородица на иконе изображена без Младенца-Спасителя, на ее шее видна рана. Когда-то эта икона была украшена позолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями. На серебряной вызолоченной раме была высечена надпись на греческом языке, в переводе на русский она гласила: «сия всечестная святая икона есть дар благочестиваго царя Андроника Палеолога в Монемвасию».

         В 20 –е годы прошлого столетия после закрытия Казанского монастыря икона попала в  Богоявленский собор  Вышнего Волочка, откуда и была похищена в 1984  году. Хотя иногда можно слышать о том, что это был список, а сам подлинник был утрачен еще раньше.  В настоящее время её местонахождение неизвестно. Икону эту похищали и раньше, но она всегда находилась. Остается надеяться и молиться о том, что эта святая для нашего народа реликвия в конце-концов все же вернется в свою обитель.

         Уже говорилось, что евангелист Лука написал три иконы Божьей Матери, которые со временем оказались в трех разных городах: Иерусалиме, Константинополе и Эфесе. Но в настоящее время его авторство приписывается еще нескольким иконам и, порой,  довольно сложно понять, о чем на самом деле идет  речь: о списках с икон, написанных евангелистом Лукой или об одних и тех же иконах, потому, что истории их порой  очень тесно переплетаются.

         Другая тверская икона, которая так же приписывается евангелисту Луке, называется  Корсунско-Эфесской   иконой Божьей Матери. И у этой иконы  своя, удивительно красивая легенда, которая во многом совпадает с историей Иерусалимской иконы Божьей Матери.

         Дочь полоцкого князя Георгия - Предислава, в монашестве Ефросинья, игуменья Полоцкого женского монастыря, ходатайствовала перед византийским императором Мануилом и патриархом Лукой Хрисоверхом отпустить ей эту икону, находившуюся тогда в Эфесе, где, как известно, Дева Мария провела последние дни своей земной жизни. Просьбу игуменьи исполнили, и икона прибыла в Полоцк около 1162 года.   То, что она на самом деле была в Полоцке, подтверждает древнее предание о женитьбе святого благоверного князя  Александра Невского.

         В 1239  году князь новгородский и торопецкий Александр Невский венчался в Богородицком соборе Торопца с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславной, которая, как гласит старая легенда,  привезла  с собой из Полоцка в Торопец и эту икону. После венчания икона долгое время  осталась в иконостасе собора. Празднование иконы проходило ежегодно 9/22 октября.

          Но автор книги «Торопецкая старина» (исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века, издание  3-е, Тверь, 2009)  И. И. Побойнин высказывает иное  мнение. А именно,  что «перенесение Корсунской иконы из Полоцка в Торопец совершилось в 1579 г.». Тогда становится понятно, почему только  в 1676 году в честь этой иконы в Торопце был построен первый каменный собор, который пришлось разобрать после одного из пожаров, а не значительно раньше, как можно было бы ожидать. И только в 1795 году началось строительство ныне существующего Корсунско-Богородицкого собора, который в настоящее время переживает свое второе рождение.

           Стоит обратить внимание, что существующие изображения Корсунской иконы Божьей Матери существенно отличаются от Корсунско-Эфесской иконы из Торопца. И этому есть вполне логичное объяснение - в старину на Руси «корсунскими» назывались все греческие иконы, отличавшиеся хорошим качеством письма. Это замечание очень важно, так как на Эфесской иконе евангелист Лука изобразил Богоматерь с натуры.

         В книге известного исследователя древнерусского искусства А. А. Галашевича «Торопец и его окрестности» есть информация о том, что в 60-е годы прошлого столетия Корсунская икона Божьей Матери попала на реставрацию в Русский музей, где было подвержено ее древнее византийское происхождение. К тому времени на иконе сохранилось только изображение одеяния Марии и младенца Христа. Лицо и руки, видимо, были полностью утрачены.

                   Уже сейчас Корсунско - Богородицкий собор  предстает перед нами в былом великолепии и нам остается верить и надеяться, что и его главная святыня чудесным образом найдет в нем свое достойное место.

         Сейчас икона хранится в подмосковном соборе Александра Невского.

         А вот история Иерусалимской иконы Божьей Матери, которая была написана евангелистом Лукой. В 453 году эту икону из Иерусалима, куда она должна была попасть из Египта, при содействии Папы Римского Льва Великого  доставили в Константинополь. По случаю взятия Корсуни (Херсона) киевским князем Владимиром,  император Василий II преподнес ему эту икону - с  чего, по сути,  и началось  крещение Руси. В последствие, князь даровал эту икону новгородцам, где она и оставалась до покорения  Новгорода московским царем Иванов IV, после чего она была перенесена в Москву, в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году считается, что  икона исчезла…

         Стоит отметить, что, несмотря на утверждение, что все иконы евангелиста Луки оказались в России, но некоторые источники указывают, что его иконы и есть  и в других странах. А именно считается, что одна из них, икона Богоматери Одигитрии, находится с 1160 года  в церкви Сан Лука близ Болоньи в Италии…

         Общеизвестно, что Святой Лука написал три иконы Богоматери с натуры. И если мы внимательно посмотрим на все иконы, которые ему приписываются, обязательно заметим, что на трех из них - Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской - изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что еще раз, пусть косвенно,   подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и  дают нам удивительную возможность  представить, как выгладила Богоматерь в своей земной жизни.

                                         *           *        *

             В  библиотеке автора случайно оказался дореволюционное издание  жития святых «Минеи Четьи» за октябрь месяц, где под 18 числом помещено житие святого Луки, в котором есть и такие строчки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа,   а потом написал и иные две иконы пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет».

 

 


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1675 | Добавил: omt | Теги: Евангилие от Луки, Тверская область, иконы, Общественное московское телевидение, Как выглядела Богоматерь, В. М. Грибков-Майский
Всего комментариев: 1
1 GregoryBaf  
0
Здравствуй, ищешь сучку для секса ? Тогда тебе может помочь наш сайт
http://bit.ly/1hG3i6D

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/