ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » 2014 » Октябрь » 11 » Литературные заметки. Международный журнал РЗ "Б. В."
02:51
Литературные заметки. Международный журнал РЗ "Б. В."

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

ИСТОЧНИКИ  ВДОХНОВЕНИЯ АЛЕКСАНДРА БЛОКА, ИЛИ ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ ПОЭТА

«Был он только литератор модный,
Только слов кощунственных творец…»

                                  («За гробом» 1908 г.)

                 Блоку не было и 17 лет, когда он встретился летом 1897 года на немецком курорте Бад Наугейм с Ксенией Михайловной Садовской, женой статского советника, матерью троих детей, которая была старше его на 20 лет. Наверное,  впервые Блок испытывает любовь к женщине. Это чувство было настолько сильным, что послужило мощным толчком для творчества юного поэта.

                   Роман с Садовской развивался бурно: восторженные письма, свидания, поездки в закрытой карете и …стихи, в которых Блок называет ее «мое Божество», «моя лучезарная звезда, мой Бог, мое счастье и надежда». В одном из ранних писем к Садовской юный Блок признается: «Неужели ты…можешь думать, что я покину Тебя когда-нибудь. Ведь это означало бы похоронить все лучшие стремления, отдать всю жизнь действительной скучной жизни, всю молодость той скучной, неприглядной молодости, которая меня ожидает».

                  Но вот возникает связь…и Блок охладевает. Однако, при этом, творческий процесс продолжается, правда, восторженность теперь уже сменяется грустью. Но это не самое главное. Главное, что творческий процесс идет.

               Забегая вперед, отметим, что так будет всю  жизнь, до тех пор, пока женщины будут побуждать его к творчеству. Когда же этого  будет не достаточно, на смену женщине придет другой «стимул», но об этом ниже. А пока…, пока к поэту приходит новая любовь и зовут ее Любовь Дмитриевна Менделеева.

                С 1898 года он начинает регулярно посещать Боблово – имение Менделеевых, расположенное недалеко от Шахматова, где находилось  имение Блоков. «Возникший ранее в его творчестве образ неземной подруги, – пишет Л. К. Долгополов в книге «Александр Блок»  («Наука», Ленинград, 1978 г.), – царицы, под воздействием впечатления, произведенного на поэта Любовью Дмитриевной, оформился и укрепился в эти годы как образ Прекрасной Дамы».

              Сознательно или бессознательно, но Блок создает из своей возлюбленной идеальный образ, которому он готов служить. К нему пришла любовь, или то, что поэт понимает под этим сам, и снова пришли стихи:

«О верь! Я жизнь тебе отдам,

Когда бессчастному поэту

Откроешь двери в новый храм,

Укажешь путь из мрака а к свету!..»

(Из стихотворения «Неведомому Богу»)

               Здесь стоит отметить, что с самого начала Любовь Дмитриевна заподозрила что-то во всем этом  неладное, а именно то, что ей навязывается некая роль, которую ей совсем не хотелось играть. Но, видимо, соблазн был слишком велик – Блок был и хорош собою, и поэт. «Красота его черт, – пишет о двадцатилетнем Блоке М. А. Бекетова, – в соединении с матовым цветом лица, блистающего свежестью, еще более оттенялась пышными золотыми кудрями. Светлые глаза, уже подернутые мечтательной грустью, временами сияли чисто детским весельем». Как здесь было устоять! И юная Менделеева не устояла.

        7 ноября 1902 г. между ними состоялось объяснение. А на следующий день появляется стихотворение, где есть и такие стоки:

«И вот зажглись лучом вечерним своды,

она дала мне Царственный Ответ»

               Далее события развивались следующим образом: в январе 1903 г. Блок делает официальное предложение родителям своей избранницы,   в мае  состоялось обручение, а середине августа была отпразднована свадьба.

                    Страшную цену, как выяснилось позднее,  заплатила Любовь Дмитриевна за свою сиюминутную слабость. Сама Л. Д. Блок вспоминала впоследствии о том времени так: «Думаете, началось счастье? Началась сумбурная путаница. Слои подлинных чувств, подлинного упоенья молодостью для меня и слои недоговоренностей и его и моих, чужие вмешательства – словом плацдарм, насквозь минированный подземными ходами, таящими в себе грядущие катастрофы».

               Больше года ждала молодая жена интимной близости со своим молодым мужем. «К весне 1906 года, – продолжает Л. Д. Блок свои воспоминания, – и это немногое прекратилось».  Наверное, изначально Блоку не нужна была жена в общепринятом смысле этого слова, вот почему Л. Д. Блок ею так и не стала. Блоку нужен был лишь кто-то, кто мог для него служить в его глазах выражением «надмирных» сил, другими словами, выполнять роль своеобразного раздражителя для его творческого сознания, настраивая его на поэтический лад. Все остальное не значило ничего или почти ничего.

               Даже когда у Л. Д. Блок в феврале 1909 г. родился не его ребенок, а спустя восемь дней умер, они не расстаются. Но у Блока в этом же месяце появляется стихотворение «На смерть младенца», в котором есть и такие сточки, адресованные «Прекрасной Даме»:

«Пусть эта смерть была понятна –

В душе, под песни панихид,

Уж проступали злые пятна

Незабываемых обид»

                        Разрыва не последовало, и Блок до конца своих дней оставался с Любовью Дмитриевной…, или она с ним.

             И до трагедии с рождением и смертью младенца и после нее, Блок прибегает к одному и тому же способу творческого стимулирования. И в соразмерно от полученного впечатления появляется и новый цикл стихов.

              В 1907 году Блок сближается с Н. Волоховой и в этом же году появляется небольшой цикл «Осенняя любовь», где есть и такие строчки:

«Под ветром холодные плечи

Твои обнимать так отрадно…»

           Л. К. Долгополов отмечает, что в  творчестве Блока «подобное восприятие любовной страсти наметилось уже в «Стихах о Прекрасной Даме», в обнаженном виде было представлено в «Снежной маске». Наибольшей высоты эта линия блоковской лирики достигнута в цикле «Кармен»».

           Вот мы и подошли к очередному  любовному роману Блока. На этот раз его избранницей стала Любовь Александровна АндрееваДельмас, жена оперного певца П. З. Андреева, известная  в то время исполнительница роли Кармен в опере Бизе.

           В который уже раз Блок сильно увлекся и… рекою потекли стихи, объединенные впоследствии поэтом в цикл «Кармен». К этому времени  он уже ясно осознавал, что именно любовь вызывала у него неведомые силы творчества,  знал и не мог не использовать этот прием.  Связь Блока и Дельмас длилась с 1914 и, практически,  до его смерти…Правда, было еще и увлечение Татьяной Давыдовной Лурье, которую Блок  встретил в санатории в Крюково, куда он приезжал навестить свою мать, и которую в своих записных книжках зашифровал под именем «еврейка». Этим знакомством навеян набросок «Обжигаешь и в трепет бросаешь…»

             Но традиционно считается, что Дельмас была последнею любовью поэта. Позволим себе выразить сомнение по этому поводу. Последней любовью поэта была… революция. Блок для творчества всегда нужны были все новые и новые потрясения и революция потрясла его. Именно революция становится следующей «Прекрасной дамой» поэта.

              Нельзя не заметить, что «любовная страсть и отношение к революции совпадают в сознании Блока». Зимой 1917-1918 годов он переживает новый творческий подъем.  Практическим результатом этого подъема стало написание поэмы «Двенадцать» и  стихотворения «Скифы». Но после этого стихов он больше не писал и как поэт умер. Если расценивать творчество, как Дар Божий, то после своей создания своей известной поэмы, где он ставит Иисуса Христа во главе революционного ночного дозора, именно этого дара он и был лишен.

              Вот как некоторые современники откликнулись на подобный творческий эксперимент Александра Блока.

«…Поэт большевизма Ал. Блок задумал воспеть кровь и грязь революции. В своей поэме «Двенадцать» он не удалился от правды, но кощунственно приплел к «керенкам», проституции, убийствам и нелепому жаргону – Христа». (Абрамович. Н. Об одном проклятом слове. – «Свобода», 1918, №45, 22 апреля).

Но еще более конкретно говорит другой автор:

«Никогда до «Двенадцати» Блок не кощунствовал бесстыдно, не славословил зверя, богохульно именуя его именем Христовым». (Кандрашев Н. Причастие бесу болотному. О трагедии одного поэта. – «Накануне», 1918, № 6, май).

             Но его чувство к революции было настолько сильным, что даже разграбление и сожжение блоковской усадьбы в Шахматове не отрезвило поэта. Хотя в последствии, получив уцелевшие документы из своего архива, он записал в дневнике: «На некоторых  – грязь и следы человеческих копыт (с подковами). И все».

                Через три года после творческой смерти пришла смерть физическая – 7 августа 1921 года Блока не стало. Ему было всего 40 лет. Врачи так и не смогли поставить диагноз его болезни, если таковая вообще была.    

Библиография

  1. А.С. Блок . С/с в 6 томах.
  2. Л.К. Долгополов «Александр Блок» Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Л. 1978 г.
  3. В. Енишерлов «Александр Блок. Штрихи судьбы». Библиотека «Любителям российской словесности». М. 1980.

Расскажи друзьям:



Просмотров: 1264 | Добавил: omt | Теги: В. Грибков-Майский, Общественное московское телевидение, источники вдохновения Александра Бл
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/