ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2024 » Май » 30 » ПАМЯТИ С. Н. АНДРИЯКИ.
17:21
ПАМЯТИ С. Н. АНДРИЯКИ.

Ирина Колбнева.

ПАМЯТИ С. Н. АНДРИЯКИ.

         Памяти Народного художника России, ректора Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, члена Российской Академии художеств, члена Общественного  совета Общественного московского телевидения  С. Н. Андрияки.

         Когда слышишь имя Сергея Николаевича Андрияки, в памяти возникает  застенчивая улыбка, лицо светящееся изнутри - что-то очень родное, почти отцовское. Именно таким мы увидели его в детстве, когда пришли  в Московскую Среднюю Художественную школу при институте им.  В. И. Сурикова. Он был еще студентом 3-го курса этого института, а мы первыми его учениками. (Наша группа в школе была и последней, которую он вел). Потом года 3 он преподавал живопись в институте вместе с Н. П. Забелиным.

          То, что мы услышали от него в те далекие годы, казалось невероятным. Никто еще, в нашем пионерско-комсомольском детстве не рассказывал с таким воодушевлением о Сергии Радонежском, о Псковских Печерах, о русской иконе, о мировой живописи или о  квадрате Малевича, или о том, например, что искусство по воздействию на человека путем цвета, красок, ритма,  звуков - бывает физическим, душевным и духовным.. В тот век не было и в помине интернета, высоких технологий, и невозможно было зафиксировать все, что он передавал нам, но, может быть именно поэтому, основные понятия так глубоко врезались в  подсознание, что вошли в образ мыслей на всю жизнь.

         Он сам осознанно выбрал свой путь, честный и не лукавый, и следовал  ему до конца, только углубляя и усложняя задачи акварельной живописи. Он выбрал эту технику, потому, что считал этот материал самым светоносным и богатым в передаче красоты цвета.

         Сергей Николаевич преподавал у нас в первой половине 80-х, ещё работая над своим дипломом в Суриковском институте. Тогда он думал, что будет писать картины, серьёзные, большие, как многие известные русские и советские художники. И в первое время своей самостоятельной творческой деятельности он написал несколько картин, пронзительных по своей силе и глубине. Диплом "Вечная память. На поле Куликовом", "Чужой сын", "Новогодняя ночь" и др.  И от нас, в старших классах, он требовал композиции высокого уровня. Мы, СХШ-атики, должны были представлять каждую четверть по две композиции на свободную и заданную тему. И если в средних классах я свободно шпарила сказки и непосредственные бытовые сценки, то потом Андрияку это перестало устраивать. Даже от крепких грамотных работ моих талантливых одноклассников он не всегда был в восторге, предпочитая видеть работы с искренним неформальным подходом. Тем не менее, в своей школе акварели Сергей Николаевич вообще отказался от курса тематической композиции, считая, что эта тема только для зрелых личностей. И сам перестал писать картины, считая, что они несут слишком сильную эмоциональную нагрузку на зрителя, да и на художника тоже.

         Его профессиональный переход к акварели не был коммерческим чувством времени, как можно было заподозрить со стороны. Любовь к акварели проявлялась у Сергея Николаевича всегда. Как бережно он опекал нас в начальных классах масляной живописи, вспоминая о своём болезненном переходе к маслу в школе. С каким трепетом показывал нам акварели старых мастеров. А впоследствии на практиках он вообще писал только акварелью. Тогда он нам внушал, что искусство должно приносить радость и умиротворение. Его друзья детства рассказывали нам, как самозабвенно он работал, не вспоминая про сон и еду.

         Впоследствии, целиком загруженный административными и педагогическими делами, он писал ночами в своей мастерской, не отходя от своего правила работать каждый день. Рисование было для него как молитва, и он следовал словам апостола: "молитесь непрестанно". И эту радость творчества и созидания он хотел передать другим. Поэтому им была организована сначала школа акварели, а затем Академия изящных искусств, где помимо акварели были запущены и другие курсы изобразительных дисциплин. Он не планировал останавливаться. Одноклассники рассказывали о его мыслях развития монументального отделения, о выставочных проектах. То есть, школа и академия были закономерным результатом его любви к людям, которую мы все видели и поражались его бесконечной общительности и стремлению всем помочь.

         На отпевании Сергея Николаевича молитва звучала так, как должна, одухотворенно и проникновенно. Слова заупокойной службы сами до последней буквы отражались в сердце, умиротворяя и успокаивая. Как обычно бывает, когда уходит праведник. И храм Преображения на Болвановке  мягкий, домашний с отсутствием золота, где росписи производят впечатление древних, так органично соответствовал характеру учителя, которому была чужда пафосность. Он всегда оставался простым и открытым человеком.

         После похорон мы, первые ученики Андрияки, поехали к Боре и Тане Ведерниковым, моим одноклассникам и чудесным художникам. Они, преподаватели Академии Андрияки, каждый день наблюдали его колоссальную академическую загруженность днем, а вечером до глубокой ночи видели свет в его мастерской, окна которой хорошо заметны из их квартиры. Ведь Сергей Николаевич  никогда не отходил от своего правила работать каждый день, несмотря на административную и преподавательскую нагрузку.

         Эта  поминальная встреча очень сгладила боль потери. Мы вспоминали наше счастливое детство в МСХШ,  как Сергей Николаевич на практике помимо преподавания и интересных познавательных поездок играл вечерами  с нами в карты. А как любили мы вечерние чаепития с ним. Хотя, конечно, уставал он от нас конкретно. Шумные,  бесцеремонные, непослушные. Но он и никогда не стремился быть гуру, требующий безусловного повиновения. Для нас  он был, и это было главное. И мы, дожив до весьма солидного возраста, думали, так будет всегда.

         Я не уверена, стала бы я художником, если бы у нас не преподавал этот человек. И вообще,  неизвестно,  как бы сложилась моя жизнь. Старше нас всего на 8 лет, он казался, нам умудренным опытом старцем, щедро раздающим любовь и знание. Сейчас постепенно осознаю, насколько прочно вошёл он в нашу жизнь, даже потом, когда мы достаточно мало общались, и все сильнее ощущаю горечь потери! Вечная память, дорогой Сергей Николаевич!

*Ирина Колбнева – ученица С. Н. Андрияки, член Союза художников России, художница, живописец, иконописец.

**Светлана Ржаницына - ученица С. Н. Андрияки, иконописец.

*** Фото картин С. Н. Андрияки, самого художника и его дочерей представлены И. Колбневой.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 715 | Добавил: omt | Теги: Памяти . Н. Адрияки, Общетенное моковское телеидение, Ирина Колбнеа
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/