ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » 2016 » Май » 21 » ПРАВОСЛАВИЕ.
22:25
ПРАВОСЛАВИЕ.

Игумен Кирилл (Сахаров).

ПОТОМКИ КАЗАКОВ – НЕКРАСОВЦЕВ В МОСКВЕ.

         Потомки выехавших в Турцию казаков – участников Булавинского восстания завершили своё пребывание в столице.  Два с половиной века прожили они в Турции, спасаясь от репрессий. Тридцать тысяч участников восстания были убиты, семь тысяч повешены. Вернулись они из  Турции только в 1962 году уже при Советской власти.

              В Турции жили неплохо. Занимались здесь виноградарством и рыболовством (после их отъезда в тех местах, где они жили, рыбачить стало некому). Очень скучали по России. Ностальгия особенно накатывала, когда дул « восточный ветер». Когда возвращались на пароходе в Советский Союз, впервые соприкоснулись с электричеством и увидели кинофильм. На новом месте, в Ставропольском крае, сразу начались сложности. Учителя запрещали детям ходить в церковь,  срывали с них кресты. Священника некрасовцев о. Феофана вызывали по этому поводу в школу. Некрасовцы говорили: «если бы не вера, мы бы рассыпались». В постперестроечный период  они столкнулись с безработицей, которая провоцировала пьянство. Молодёжь стала уезжать в города. Количество прихожан храмов начало снижаться.

              «Корни наши кончаются. Пришли сюда спасаться, а всё погибло. Для тела здесь всего много, а для души нет»  - сетовали потомки казаков. Власти, уже после снятия Хрущёва, помогли построить две церкви, небольшого,  конечно, размера. Интересно, что когда старообрядцы приехали на отведённые им земли и услышали удары в било, то подумали, что звонят к церковной службе, а оказалось, что это был сигнал к обеду в колхозной столовой. Кстати, обещали их поселить на Кубани и Дону, а привезли в Ставропольский край. Образовалось два посёлка. Расстояние между ними – 30 км (обещано же было, что они будут рядом, так что можно будет переговариваться через речку). Сказать, что некрасовцы по Турции не скучают, а точнее не скучали, было бы лукавством...

            Большой интерес у участников традиционного вечера  духовных песнопений на Рогожском вызвало богослужебное пение некрасовцев, прежде всего распевы избранных стихов кафизм на утрени. В Институте искусствознания   прошёл просмотр нескольких видеофильмов о некрасовцах. Особенно заполнился фильм  об их поездке в Турцию летом 1994 года. Было трогательно видеть, как они осматривали свои бывшие дома, вспоминали, как всё в них было расположено раньше.

              На кладбище у единственного сохранившегося надгробия священник совершил заупокойную литию. Я поинтересовался: куда исчезли могилы, неужели турки разрушили кладбище. Оказалась, что нет, просто прошло много времени и всё само по себе пришло в упадок. В одном месте бывшего  кладбища одна из участниц поездки, припадая к земле, вспоминая близкого родственника, громко плакала. Турки довольно гостеприимно и благожелательно встретили приехавших. Устроили « байрам» - угощение за низкими столиками, причём по турецкому обычаю мужчины и женщины сидели отдельно. С турками обнимались, « лопотали» на их языке, вместе танцевали. Во время ритмичных скромных танцев пощёлкивали пальцами, использовали губные гармошки и деревянные ложки. Впечатление сюрреализма происходящего усиливал фон завываний мул, призывавших правоверных мусульман к молитве. Одна женщина особенно тепло общалась с приезжими. Оказалась, что она русская, замужем за турком – поэтому осталась в Турции.

            Другой видеофильм был посвящён песням и плясовым мелодиям некрасовцев. Во время ритмичных приплясов  использовалась морская ракушка, издававшая протяжный звук (я сначала подумал, что это следствие технического дефекта в трансляции фильма). С помощью такого звука, кстати, созывали на свадьбы. Слыша гиканья мужчин и взвизги женщин, подумал: «наверное, Аввакум был бы не восторге от этой картины. Но попробуй, запрети, «засуши» - последние прихожане разбегутся».

             Ещё в видеофильмах заполнилось как с песнями, приплясывая, по случаю какого- то семейного торжества входят в дом. Посиделки престарелых женщин на Красную горку с духовными беседами и протяжным пением пасхальных стихир. Катание по земле  макетов пасхальных яиц (одна бабуля, ловя «яйцо» рухнула как вратарь в футбольном матче под бурю эмоций зрителей). Приготовление пищи (варка кур, щук), застолье. Фрагмент пасхальной службы. Бросилось в глаза присутствие большого количества безбородых мужчин. Крестились с поклоном в ответ на каждение. После каждого стиха пасхального Евангелия трижды ударяли в небольшие колокольчики (мужчины держали их в руках), священник служил в белом облачении (мы, по «новообрядной инерции», используем красное).  Младенцев, после того как их причастили, взрослые не крестили, как это делается у нас.  Христосуясь с хоругвеносцами, священник  что-то клал им в карман.

            Последний видеосюжет был о современной аранжировке  якобы танца некрасовцев. Двухметровые, усатые, в красных шароварах «аскеры»  (воины – по–турецки) воинственно плясали  под восточную музыку. Реплики некрасовцев: «Весело, но это не наше, непохоже». «У нас парень, танцуя, никогда не брал девушку за руку, тем более за талию – только за платок в руке. Мужчины нарочито на танец женщин не приглашали». « Барабанов у нас не было. Это больше похоже на пляски кубанских казаков»  и т.д., и т.п.

            В последний день пребывания некрасовцев в Москве по соседству с нашим храмом в НИИ природного и культурного наследия имени Д. Лихачёва подводили итоги. Красной  нитью проходила следующая мысль: есть ли  перспектива продления бытия культуры некрасовцев или остаётся только, изучая её, провожать её «в последний путь?» Как сочетать современность с хранением традиций»? Были обозначены проблемы: упущенная возможность с организацией воскресной школы, почти полное отсутствие финансирования и пр. 


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1004 | Добавил: omt | Теги: православие, Староверы, Москва, Игумен Кирилл (Сахаров), Некрасовцы, Общественное московское телевидение
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/