ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » 2021 » Декабрь » 20 » ПРАВОСЛАВИЕ.
14:52
ПРАВОСЛАВИЕ.

Игумен Кирилл (Сахаров).

БЕЛОРУССКИЙ ДНЕВНИК-2.

(Воспоминания). Часть 2 (окончание).

         Большой след в жизни обители оставил архиепископ Ермоген (Голубев). Он принёс сюда духовную мудрость из Киево-Печерской Лавры, настоятелем которой он был в 1926-1931 гг. Его благочестивые современники свидетельствовали о присущих ему дарах прозорливости, исцелений и чудотворений. За период своего архипастырского служения владыка сумел построить огромный Успенский кафедральный собор в Ташкенте, вмещавший до 4 тысяч человек, а также храмы в Самарканде, Ашхабаде. 25 ноября 1965 г. архиепископ Ермоген был отправлен на покой в Жировицы, где прожил почти 13 лет. Внешние условия, в которых пребывал владыка Ермоген в Жировицком монастыре, были чрезвычайно просты.   В настоящее время в этой келии устроена домовая церковь в честь Святителя Ермогена.

         С момента мантийного пострига он никогда не снимал монашеских одежд, даже во время самых жестоких гонений. Находясь на «покое» в Жировицах, владыка не переставал интересоваться положением дел в стране и в Церкви, к нему приходило множество писем со всего Советского Союза. Он никогда не опаздывал на богослужение. Люди, знавшие владыку Ермогена, отмечали его высокую врождённую воспитанность, необычайную корректность, доброту и тактичность. Интересно, что осене́ние себя крестным зна́мением и поклоны совершались им в определённое согласно уставу время. Умилительно было наблюдать со стороны на одновременно крестившихся и кланяющихся архиерея с сослужащим духовенством в алтаре во время пения великого славословия. В Жировицах он ни разу не позволил себе вмешаться каким-либо образом в монастырские дела, никогда не стремился учить ни наместника, ни кого-либо из братии, что и как надо делать; если спросят — посоветует, но никогда не навязывал свою точку зрения.

         За ним был установлен круглосуточный надзор. Уполномоченный по Гродненской области обязал монастырское руководство регистрировать всех приходящих к владыке для того, чтобы потом сообщать по месту их работы или учёбы с целью проведения с ними соответствующих бесед. Тогдашнему наместнику Жировицкого монастыря, архимандриту Михею (Хархарову), было предъявлено строгое требование, чтобы он не разрешал архиепископу Ермогену служить и проповедовать в храме. Но совесть молодого и богобоязненного наместника не позволяла ему сделать это. За неподчинение безбожным властям архимандрит Михей был снят с должности наместника и в течение суток изгнан из Жировицкого монастыря. Случилось это летом 1969 года.

         Открытое от «покровца» лицо владыки Ермогена перед опусканием в могилу на кладбище в Киеве не имело ни единого признака смерти.

         Бывшему наместнику Жировицкой обители архимандриту Михею ярославским уполномоченным был объявлен строгий выговор только лишь за то, что он прибыл на чин отпевания владыки Ермогена. За это «нарушение» его сослали в самый дальний и бедный приход Ярославской епархии.

         Настоящим достоянием Жировицкого монастыря явился схиархимандрит Иоанн (Маслов), 25 лет преподававший в Московской духовной академии, явившийся восприемником духовного опыта старцев Глинской пустыни. В 1985 году схиархимандрит Иоанн прибыл в Жировицкий монастырь и был назначен духовником двух монастырей, мужского и женского. Это были единственные в то время монастыри в Белоруссии, находившиеся в стенах Жировицкой святой обители. Для насельников монастыря старец явился подлинным духовным сокровищем. Отец Иоанн был сам строгим и ревностным исполнителем Устава и всех призывал к этому. Он учил, что уставное чтение и пение придаёт богослужебному чину невыразимую трогательность и задушевность, причём длительность службы становится незаметной и неутомительной. После таких богослужений все верующие выходят из храма молитвенно-одушевлённые и исполненные глубокого назидания.

         Постепенно о. Иоанн завоевал такой авторитет и любовь, что многое в обители начали делать по его благословению. Наместник также часто приходил к старцу, подолгу беседовал и советовался с ним по вопросам духовной и хозяйственной жизни монастыря.

         В настоящее время в Жировицком доме Пресвятой Богородицы подвизается около 40 человек монашествующей братии. Успешно развивается сельское хозяйство монастыря, во владении которого находится около 300 (трёхсот) гектаров пахотных земель, более 300 (трёхсот) гектаров сенокоса и сельскохозяйственная техника.

         Под алтарём Успенского собора расположен источник, согласно преданию проистекший из-под груши, на которой была обретенá Жировицкая икона Божией Матери в 1470 г. В советские годы к источнику не было доступа, а в настоящее время он восстановлен, и в воскресные и праздничные дни все желающие могут испить и взять с собой освящённой воды. Трижды в день в обители, как, наверное, и во всех храмах Белоруссии, по благословению митрополита Вениамина, трезвонят в колокола. Делают это в связи с эпидемией. Мы набрали водички из источника и помолились у чудотворной иконы Божией Матери Жировицкая, прочитали канон по старопечатному тексту.

         Основные сведения о Жировицкой обители почерпнуты мною из прекрасно оформленного и содержательного буклета под названием «Всерадостное заступление Белой Руси».

         В монастыре наиболее запомнилось общение с насельником обители архимандритом Борисом и духовником белорусского отделения Союза Православных братств о. Александром. О. Борис близко к сердцу принял нашу, пожалуй, самую большую проблему на сегодняшний день – судебную тяжбу по поводу значительной части нашей земли, которую хочет «откусить» знаменитый Дом на набережной (одной из главных целей моей поездки было желание духовно подкрепиться у святынь Белой Руси в связи с идущими уже третий год судами). О. Александр из Подмосковья. В Белоруссии прожил почти 50 лет. Считает, что положение здесь хрупкое, что чаша весов может склониться в сторону Польши. Несомненно, Жировицкая обитель достойна того, чтобы получить статус Лавры (в России их две, если не считать фактическую «женскую» Лавру в Дивеево; на Украине три Лавры). К сожалению, из-за эпидемии удобный повод для учреждения здесь Лавры в прошлом году,  когда отмечался юбилей 500-летия явления Жировицкой иконы, был упущен.

         В Минске на квартире известного православного активиста В. М. Ерчака общались с членами белорусского отделения Союза Православных братств. Дед Ерчака служил в экспедиционном корпусе Русской Армии во Франции. В квартире много святынь и раритетов: большой кусок Мамврийского дуба, икона «Трёх мечей» (с мечами изображены Христос, Иоанн Грозный и Николай II). Икона царя Иоанна Грозного с клеймами его жития. Чай мне подали в кружке с царским вензелем (такие кружки раздавали во время коронационных торжеств на Ходынском поле). Показывали удостоверение о. Иоанна Кронштадтского в качестве члена Союза Русского народа. Из долгой и тёплой беседы особенно запомнился рассказ о польских концлагерях и о том, как в 1939 году в Белоруссии радостно встречали Красную Армию. Конечно же, и о мытарствах Валерия Михайловича после написания им книги об Иоанне Грозном (в честь его он продолжает строить большой храм). Мне была вручена медаль «За особые заслуги».

         В Полоцке посетили женскую обитель, где у мощей прп. Ефросиньи прочитали ей канон по старопечатному тексту. Приложились к ее воссозданному кресту – точной копии со всеми святыми. В основе креста – кипарис, сверху он обложен золотыми и серебряными пластинами и украшен драгоценными камнями и жемчугом. Главная ценность – внутри находились драгоценные христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частица камней с Гроба Господня и Гроба Божий Матери, частицы мощей св. Стефана, целителя Пантелеимона и кровь св. Димитрия Солунского. В 1929 году Крест попадает в Могилёвский краеведческий музей, где хранится до начала Великой Отечественной войны. Когда немецкие войска подходили к городу, Крест не успели эвакуировать, и он бесследно исчез, до сих пор ведутся поиски, но безрезультатно. 5 июня 1173 года преподобная Ефросиния отходит ко Господу в возрасте 70 лет в Иеросалиме, как она молила Господа. Отправившись ко Гробу Господню, она там заболела и через 24 дня отошла ко Господу. Похоронена она там же, недалеко от Иерусалима, в монастыре прп. Феодосия Великого. Её прах перевозят в Киево-Печерскую Лавру и кладут в Дальних пещерах, но так как князья Киевский и Полоцкий враждовали, то мощи не могли вернуть в Полоцк. Их возвращают только в 1910 году. 700 км везли на пароходе, а 200 км несли на руках. Это событие носит название «Свято-Ефросиниевских торжеств», которые проходили с 2 по 5 июня 1910 года.

         Во время Первой Мировой войны мощи эвакуируют в Ростов Великий, в советское время их трижды вскрывают. Они остаются в Витебске как экспонат до начала Великой Отечественной. С началом войны их просто забросили. Они возвращаются сюда с разрешения немецких властей в 1943 году, и с тех пор находятся в Спасской церкви. Последний раз переоблачали мощи в 2006 году, при этом всегда присутствуют архиерей, два монаха, две монахини и врач - эксперт высшей категории. Засвидетельствовано на бумаге, что мощи нетленные, сохранились не только кости, но и кожный покров, кожа упругая.

         Ко времени восстановления монастыря в древнем Спасском храме были найдены вериги преподобной, цепи весом около 7 кг, найдены. Одной прихожанке является преподобная и говорит, указывая на лестницу в храме, ведущей на хоры: «Пойди и найди мои цепочки в пыли». Через некоторое время та поднялась на хоры и в нише, под полом нашла эти цепи. Она оставила их у себя и стала носить их на себе (у неё были проблемы со спиной) и исцелилась. Когда стали восстанавливать монастырь, она отнесла их епископу Феодосию и в 1998 году они были положены для поклонения.

         В Смоленске первым делом я поехал в кафедральный собор. Литургия в будний день в нем совершается с 8.30. Я приехал к 7-ми часам с тем, чтобы до начала службы вычитать канон у главной храмовой святыни – образа Богородицы «Одигитрии» (если планировать читать его после службы, то могла произойти накладка – около иконы могли бы совершать молебны сразу после Литургии). Пришлось, однако, ждать открытия собора целый час.

         Успенский собор был заложен в 1677 году на месте соборной церкви Богородицы в честь Её Успения, построенной Владимиром Мономахом в 1103 году для образа Богородицы Одигитрия, имеющего весьма древнее происхождение и, по преданию, написанного евангелистом Лукой. После возвращения Смоленска России, при Смоленском архиепископе Симеоне, в августе 1677 года под руководством московского каменных дел подмастерья Алексея Королькова начались строительные работы. Накануне Бородинской битвы перед иконой молилась Русская армия с фельдмаршалом М. И. Кутузовым. Украинский мастер Сила Трусицкий с артелью в 1730-1740 годах выполнил грандиозный резной иконостас.

         Сразу по окончании Литургии была намечена встреча со старшим священником, давним моим знакомым, митрофорным протоиереем о. Михаилом. Батюшка завел в алтарь, рассказал о давно начавшейся реставрации собора. Поведал о большой проблеме – из-за проведения коммуникаций под Соборной горой (она, кстати, искусственно насыпана) оседает фундамент, появляются трещины. «Собор надвое рвет» - сетовал о. Михаил. Он завел нас в свой кабинет – раньше здесь трудились правящие архиереи, включая будущего Патриарха. На стенах множество грамот – о. Михаилу за большую работу в области просвещения. Живет батюшка в скромном домике под Соборной горой. Отсюда хорошо видны крепостной вал и храмы города. На территории маленького дворика растут несколько больших елей. За скромным угощением были подняты несколько актуальных тем церковной жизни. Вспоминая свой 35-летний срок служения в соборе, о. Михаил особенно выделил начало 90-х годов, когда массово совершались крещения – до 120 человек в день. К сожалению, крещения младенцев, да и взрослых, до появления в Смоленске баптистерия, совершались через обливание. Батюшка на минутку вышел из-за стола. Мы все переглянулись и единодушно выдохнули: «Живчик!» Удивительно, как много он делает на Смоленщине – организовал десятки библиотек, курирует духовное просвещение в школах, издает журнал «Свет Одигитрии» и многое другое.   

*Фото автора.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 247 | Добавил: omt | Теги: Архиепископ Ермоген (Голубев), Игумен Кирилл (Сахаров), Общественное московское телевидение, Жировицкий монастырь, белоруссия, Белорусский дневник
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2022


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/