ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » 2018 » Ноябрь » 10 » ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ-1.
23:15
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ-1.

Сергей Кузнецов.

В ГОРОДЕ СОЧИ ЖАРКИЕ ДНИ или ЧЕРНОМОРСКИЙ ПРЕСС-ТУР-1.

Москва-Ростов-на-Дону-Джубга-Хоста-Сочи-Адлер-Гагры-Новый Афон - село Лыхны-Сухуми-Сочи-Павловск-Москва.

Часть 1.

Последние годы я бывал на правой стороне Черноморского побережья Кавказа (Это, если смотреть лицом к морю). Многократно ездил в Новороссийск, Геленджик, Джанхот. Проездом останавливался в Анапе, проезжал Прасковеевку, Архипо-Осиповку, Джубгу. Однако, в другой стороне от Джубгы не был давно, лет 30.

          Поэтому, пресс-тур мой можно и назвать «Поездка в прошлое». Молодые студенческие годы – практика в Краснодарском крае в поселке Афипский, где через горный перевал шумело Черное море. Первые годы после окончания института – поездки от профкома НИИ, в котором мы, молодые специалисты работали, медовый месяц со своей супругой в небольшом поселке близ Сочи…

           Что изменилось за эти годы на курорте? Изменилось практически все! Начнем с того, что нет уже Советского Союза, нет бесплатных или льготных путевок на море. А что же появилось? Скоростные дороги, тоннели и развязки, гостевые дома, санатории и отели со всеми удобствами.

           Море и горы остались.

***

            Выехали утром в последний день лета, 31 августа из Москвы. Впервые на моей памяти столица провожала нас не проливным гадким дождем и холодным ветром – стояло теплое августовское утро – это, повторяю, в последний день лета!

           Свернули с кольца на трассу «Дон». Решили поехать по платной дороге. И опять, как и в прошлом году, заметили, что плата на всех турникетах увеличилась, да и самих пунктов взимания денег прибавилось.

       Единственное преимущество скоростных дорог – меньшее количество полицейских в засаде и выигрыш во времени 2-3 часа на всей дороге.

          Отмечу сразу, чтобы не забыть, что на обратном пути мы решили проверить разницу и поехали по бесплатной (объездной) дороге.

        Хочу заметить, что мы ехали не просто отдыхать, но, как журналисты, набираться впечатлениями, как в обычном пресс-туре. Поэтому, дорога обратно, которая проходила по небольшим городкам и деревням, показалась нам более интересной. Некоторые факты нас удивили – бесплатная дорога была практически на всем своем протяжении пустая. Правда, возвращались мы в выходной.

           И, наоборот, на платной дороге мы попали несколько раз в довольно большие пробки. На удивление, 3 или 4 полосы в одну сторону – и все стояли! Знающие водители ехали в объезд по бездорожью, по местным хуторам и полям. Заканчивалась пробка незаметно: никакой аварии впереди, все полосы свободны. В чем дело – непонятно!

             Мы обнаружили множество хитростей, к которым прибегли хозяева платной дороги, чтобы заманить поток на нее. Во-первых, указательные знаки съезда и заезда на бесплатный участок дороги были такими запутанными, что даже при желании, нелегко было понять, куда ты въезжаешь. Во-вторых, во всех деревнях, расположенных на бесплатной дороге стояли многочисленные знаки ограничения движения – 30 км/ч! Это при общем правиле – 60 км/ч. (Проезд через населенный пункт). 20 и 30 км/ч ставятся около детских учреждений, больниц и клиник для слепых и т.д.

           Я решил ввести новое понятие: «Коррупционный знак ПДД». Это тот знак, который устанавливается по сговору местных властей или бизнесменов с местными органами ГИБДД для получения незаконной прибыли со штрафов или иных целей.

          Последний участок дороги перед Москвой мы проехали по платной дороге, поскольку поток машин в столицу всегда огромен.

               В итоге, вы теряете около 3 часов времени, выбирая бесплатную дорогу, но сохраняете около 1,5 тысяч рублей. Однако, человек, который едет раз в год отдохнуть на море, готовый потратить несколько десятков тысяч рублей, не будет считаться с этими 1,5 тысячами.

          К обеду мы проехали нечерноземные области, где кроме картошки и антоновских яблок ничего не родится. Я ждал, что, наконец, на трассе покажутся крестьяне с кукурузой, арбузами, дынями, виноградом и прочими экзотическими для средней полосы России продуктами. Но поля были все убраны и распаханы. Я понял, что жаркое лето вмешалось в график сбора урожая – все было собрано. Уже стемнело, когда мы въехали в Ростов.

Ростов-на-Дону.

          Как и в прошлый раз, на левом берегу Дона мы остановились на ночлег в мотеле, в котором заранее «зафрахтовали» жилище. С навигатором найти его было значительно легче.

          Въехав на территорию, запарковались, взяли ключи. К моей радости, жилье оказалось на первом этаже рядом с парковкой. В дополнении к этой радости, мы узнали, что на территории комплекса есть бассейн. После долгой дороги под палящем солнцем было хорошо окунуться в прохладу бассейна.

        Наутро, позавтракав. Мы двинулись дальше.

    Проехали мимо нового стадиона, отстроенного к Чемпионату мира по футболу. Нужно признать, что по дороге к стадиону власти города навели порядок – чистенькие свежевыкрашенные заборы и дома, сверкающие цветной рекламой супермаркеты, широкие дорожные развязки и скоростные участки дорог.

           После Ростова температура воздуха по всей трассе была уже где-то к 30 градусов. Сзади оказался Краснодар и памятный для меня поселок Афипский, где в студенчестве я с друзьями проходил практику.

           После Краснодара трасса М-4 раздваивалась. Автомобилисты должны были выбрать: едут ли они к морю через Новороссийск или через Джубгу.

           Мы, естественно, выбрали второй вариант. Буквально еще несколько часов – и вот они Кавказские горы. И еще час по «серпантину», и перед нами открывается вид на поселок и Черное море.

           Посёлок Джубга расположен на побережье Джубгской бухты Чёрного моря в долине и устье реки Джубга, в лесном массиве (лиственные и хвойные породы); в 57 км северо-западнее Туапсе. От Краснодара к Джубге через Адыгейск, Горячий Ключ и перевалы Западного Кавказа (перевал Хребтовый) ведёт автотрасса М4 протяжённостью 108 км.

           Хочу признаться, что раньше всегда считал правильным название не Джубга, а «Джугба». Так было проще для произношения. Однако, оказалось, что я был не прав.

         Джубга — посёлок городского типа (курортный посёлок) в Туапсинском районе Краснодарского края. Административный центр Джубгского городского поселения; в некоторых дореволюционных источниках описывается как Джуба.

         Станица Джубгская, основанная в 1864 году, являлась штаб-квартирой Шапсугского берегового батальона (Черноморская укреплённая линия). Станица находилась в 2 км от устья реки на месте современного микрорайона Станичка. В 1870 году в связи с ликвидацией Шапсугского батальона станица Джубгская переименована в деревню Джубга, позже — село. К 1905 году в селе Джубга имелось 74 двора русских поселян. Село Джубга входило в состав Туапсинского округа Черноморской губернии. 13 июля 1965 года селу Джубга присвоен статус курортного посёлка.

         Джубга — один из самых посещаемых курортных посёлков черноморского побережья Кавказа. Расположен в Туапсинском районе Краснодарского края (между Геленджиком – 80 км и Туапсе – 57 км). Огромная популярность Джубги связана с ее отличной транспортной доступностью. Это фактически первый населенный пункт на берегу моря, который мы встречаем при движении со стороны Краснодара по трассе М4. Автотуристы составляют здесь подавляющее большинство. Каждые выходные в Джубгу и окрестности направляются тысячи жителей Краснодарского края и соседних регионов, не говоря уже о том, что еще больше туристов приезжают в Джубгу провести весь свой отпуск. Относительно легко можно попасть сюда и на других видах транспорта: ближайшие аэропорты – Геленджик (85 км) и Краснодар (120 км), ближайшие ж/д станции – Горячий Ключ и Туапсе (обе в 55-ти км). В поселок следуют десятки автобусов со всего юга. Как курорт Джубга развивается с 60-х годов XX века, за эти десятилетия поселок изменился до неузнаваемости и добился значительных успехов в развитии всех видов инфраструктуры.

               За счет стабильно высокого турпотока и предприимчивости местных жителей, Джубга хорошеет год от года. Частные отели и гостиницы вырастают как грибы после дождя, цены самые разные, т.к. значительная часть поселка удалена от моря, можно найти очень выгодные с финансовой точки зрения варианты в различных районах Джубги. Ведутся постоянные работы по благоустройству поселка, построен новый автовокзал. Становится все больше объектов развлечений. Не так давно был открыт современный аквапарк, который уже полюбился всем гостям курорта. Организуется множество интересных экскурсий по побережью; рядом с Джубгой находится самый большой в регионе дольмен, множество горных водопадов, которые стоит посетить.

         Пляж в Джубге песчано-галечный, очень удобный и для детей, и для взрослых. Пляжная полоса широкая и довольно протяженная (около 900 метров). Здесь Вас ждут разнообразные водные развлечения и аттракционы, гидроциклы, организуются морские прогулки. Вдоль пляжа – новая набережная, кафе и дискотеки.

             Всех приезжающих в Джубгу встречает гора с названием «Ёжик». И это правда: почти со всех сторон поселка виднеется крупное, пологое горообразование, напоминающее этого милого зверька, опустившего мордочку в прибрежные волны.

           В обеденное время, когда особо активное солнце не позволяет купаться и принимать солнечные ванны, стоит заглянуть в весьма эффектный местный Музей деревянной скульптуры «Причуда леса» - благодаря одаренному и трудолюбивому жителю поселка А. Гжеляку этот уголок Черноморского побережья обзавелся интересным и необычным «эксклюзивом». А еще несомненный интерес у всей семьи вызовет страусиная ферма.

             Само восхождение на гору Ёжик уже доставит удовольствие, ведь от разнообразия флоры и фауны, присущей здешнему субтропическому средиземноморскому климату, просто глаза разбегаются, а чистейший воздух напоен различными ароматами. Но помимо этого есть еще Полковничьи водопады, загадочные каменные дольмены, Гуамское ущелье и прочие интересности.

           Семейный профиль прослеживается тут очень четко, есть даже именно семейные комплексы, рассчитанные на прием родителей с детишками от 2 лет. Джубга славится именно спокойным, размеренным типом отдыха, а за шумным ночным весельем и активными развлечениями молодежь едет дальше.

           Для любителей шансона хочу отметить, что в Джубге родилась Катя Огонёк (1977—2007) — российская певица, исполнительница русского шансона, к сожалению, так рано ушедшая от нас.

***

             Приехали мы в Джубгу в середине дня и разместились в гостевом доме.

          Вот теперь подошло время описать стандартный гостевой дом. Раньше жители приморских поселков и городков летом селили на своем участке приезжающих во все жилые и нежилые помещения: сараи, курятники, душевые, амбары, погреба без всяких удобств. Очень хорошо описан такой сервис в фильме Леонида Гайдая «Спортлото-82», в котором главный герой приезжает на юг к тете, и та его селит в курятнике, а в душе у ней спал йог…

             Кстати, туалет на всех был один – деревянная кабинка на улице.

            В сезон найти койко-место в частном секторе у моря было очень сложно – отсылаю вас к фильму «Будьте моим мужем» с Андреем Мироновым в главной роли. Обычно москвичи и жители других городов, в которых 9 месяцев в году снег и дождь, заранее списывались или созванивались с хозяевами и договаривались, когда и на сколько они приедут. Поэтому, приезжали из года в год к одним и тем же хозяевам и рекламировали их своим друзьям.

            В предоставляемом помещении, как правило, стояли только кровати, стол и тумбочки. Кондиционеров тогда вообще ни у кого не было. Холодильник был один на всех и купленные продукты подписывали, чтобы не перепутать.

             Санатории в основном были все ведомственные, и занимали лучшие места вблизи побережья. Часть побережья отсекалась забором с двух сторон, и за забором купались только отдыхающие в санатории.

               Крупные предприятия могли позволить себе строительство санатория на Черноморском побережье Кавказа. Были свои санатории и у представителей власти: членов ЦК КПСС, чиновников, работников министерств и ведомств.

              Был и третий вариант отдыха на море: студенческий. Группа молодежи приезжала на курорт со своими палатками, и селились они, как правило, рядом с дикими пляжами, где нет поселков и санаториев, часто в горах у ручья. Готовили у костра и отдыхали у моря. Здесь отсылаю читателей к фильму «3+2», опять же с молодым Мироновым и с Жариковым в главных ролях.

             А что же сейчас представляет из себя стандартный гостевой дом?

            Это когда хозяева или их дети сносят на своем участке все старые строения и возводят новые, современные. Как правило, гостевой дом состоит из 2-3 домов, соединенных друг с другом и расположенных по контуру участка. В одном из этих домов живут хозяева, а другие (обычно 2-х или 3-х этажные) дома состоят из отдельных номеров с отдельным выходом. В каждом номере душ и туалет, холодильник, телевизор, кондиционер, одна или две кровати, шкафы, тумбочки. В середине участка, как правило, есть свободное место для парковки машин отдыхающих, общая столовая, несколько скамеек, деревья, мангал.

            Обычно хозяева участка или их дети для обустройства такого гостевого дома сносят все старые деревянные постройки и заново строят дома из кирпича или камня. Центр участка покрывается плиткой, оставляя место для кустов и деревьев. Естественно, такая перестройка стоит немалых денег. Хозяева часто брали деньги в банках под залог своего же участка. Однако, после введения в строй такого комплекса, они при умении вести дела довольно быстро выплачивали кредит, и далее работали только на себя.

             Конечно, все частники состоят на учете в налоговой службе, платят налоги, договариваются с многочисленными нахлебниками: пожарниками, полицейскими, сотрудниками СЭС и т.д., которые, по словам хозяев частенько навещают их. Отдыхающие же помимо оплаты аренды своих номеров платят курортный сбор и деньги за временную постановку на учет в соответствующих органах. Кстати, в других городах, кроме Сочи я такого новшества не видал – ни в Крыму, ни в Анапе, ни в Геленджике отдыхающих прописываться не заставляли. По всей стране обязательную прописку по месту временного проживания отменили с распадом СССР. Теперь даже в Москве жители России живут сколько хотят… Это только граждане бывших наших республик, ныне независимых государств должны оформлять временную прописку.

              Так что нововведение Сочи несколько незаконно!

              Пляж в Джубге находился недалеко от дома, в котором мы жили. С другой стороны участка располагалась небольшая калитка, пройдя через которую, отдыхающие оказывались на дороге, ведущей прямо к морю. Буквально метров триста – и вы на побережье. Правда, нужно признать, что берег здесь каменистый, в воде много валунов. Почему-то на всем побережье Большого Сочи мне встречались в основном галичные пляжи. Знаменитые песчаные пляжи куда-то делись!

          А в остальном – все великолепно – теплое море, солнце, веселая музыка доносится из многочисленных ресторанчиков.

             На следующий день утром, попрощавшись с хозяевами, мы двинулись далее по дороге к Хосте.

Туапсе.

          Ближайший большой город на нашем пути был Туапсе. Этот город связан с моими воспоминаниями студенческих времен, когда наша группа, пройдя практику в поселке Афипский решила двинуться к морю. И первый город, где мы остановились, назывался Туапсе. Весь день мы загорали на пляже, а вечером, купив продукты, забрались в горы, и у ручья соорудили ночлег. Развели костер и дежурили по очереди. Ночной субтропический лес был таинственный. Где-то в ночи надсадно выли шакалы, вокруг нас летали светлячки (в этих лесах светлячки летают в отличие от наших, подмосковных, которые сидят в трухлявых пнях). Ночной лес не спал, разносилось уханье филина и крики какой-то неизвестной птицы.

            Очередной дежурный все же заснул, перестал подбрасывать ветки в огонь, и на одного нашего студента с дерева прыгнула огромная дикая кошка, величиной с крупную рысь. Он так громко закричал, что зверь метнулся в ближайшие кусты, а мы уже до утра не заснули. Утром было решено ехать в Сочи, где на улице Бамбуковой у самого моря проживал дедушка одного из студентов. Все эти события происходили в 1982 году.

            Туапсе́ (адыг. тIуапсы — «междуречье») — город-порт на побережье Чёрного моря Краснодарского края России. Административный центр Туапсинского района и Туапсинского городского поселения Краснодарского края. Город Воинской славы (2008).

           Туапсе расположен на восточном побережье Чёрного моря в междуречье рек Туапсе и Паук, у подножья южного склона Главного Кавказского хребта. Находится в 103 км к югу от города Краснодара и в 78 км к северо-западу от центра Сочи.

 

           Через город проходят федеральные автотрассы А-14 (Адлер-Джубга) и Р-254 (Майкоп-Туапсе), которая ведет через Шаумянский перевал высотой А-147Через город проходят федеральные автотрассы 512 м. в.у.м. Действуют железнодорожные станции «Туапсе-Пассажирская» и «Туапсе-Сортировочная» обслуживающие Армавир-Туапсинскую ветку Северо-Кавказской железной дороги.

            Туапсе расположен в предгорной зоне южного склона Главного Кавказского хребта. Местность начинает повышаться при удалении от побережья. В некоторых местах над морем имеются скальные обрывы. Средняя высота территории города составляет 44 метра над уровнем моря. Наивысшей точкой является гора Мессажай (651 м), расположенная к северу от города. На северо-западной окраине города находится крупный лесопарк Кадош.

Около 3 тысяч лет до нашей эры в районе современного города обитали племена, строившие дольмены. Я серьезно изучал дольмены, когда отдыхал несколько лет подряд в небольшом поселке Джанхот близ Геленджика. Объездил почти все известные мегалиты той части побережья.

          Самое раннее упоминание адыгейского слова Туапсе (от «тIуапсы» — «междуречье», «местность, лежащая ниже слияния двух рек» — река Туапсе, встречается в VIII веках до н. э. (в греческой транскрипции — Топсида). Уже тогда в этом месте существовало поселение предков современных адыгов, которое было крупным центром работорговли.

          В 1829 году побережье отходит к России по Адрианопольскому мирному договору. В 1838 году в составе Черноморской укреплённой береговой линии было построено Вельяминовское укрепление, названное в честь генерала А. А. Вельяминова (1785—1838).

          В 1864 году на месте развалин форта Вельяминовского была основана станица Вельяминовская, в 1870 году преобразованная в селение. Опустевшее черноморское побережье начали сначала заселять семьями казаков, позже в регион начали переселяться русские и малороссы из центральных губерний Российской империи, а также армянами, греками, грузинами и т. д.

 

           Во время гражданской войны (1917—1920) город несколько раз переходит из рук в руки, вследствие чего был сильно разрушен.

          В декабре 1941 на город был совершен первый вражеский налет, а массированные бомбардировки начались с 23 марта 1942 года. Особенно тяжкое положение для города сложилось летом 1942 года, когда пал Севастополь и Туапсинский порт стал главным портом, главной военно-морской базой, питавшей всю Черноморскую группу войск. Во время Великой Отечественной войны город был опять сильно разрушен.

         Сам город, несомненно, очень изменился, много новостроек, много мест для отдыхающих, магазинов, ресторанов, аттракционов…

           Однако, вот мы уже проехали Туапсе и мчимся по новой скоростной трассе прямиком в Хосту. Извилистый серпантин старой дороги остался где-то сбоку, а наша дорога широкая и прямая. В условиях горных пород этого удалось достичь только путем прокладки подземных тоннелей через горы. Представляю, как нелегко было бурить скальную породу.

           Новая скоростная трасса заметно облегчила приезд в Сочи отдыхающих, и строилась она перед Олимпиадой. Однако жители Адлера говорили мне, что благодаря сквозным тоннелям через кавказские горы был нарушен уникальный климат в Сочи, поскольку теперь холодные ветра с Севера беспрепятственно проникают на побережье, и нарушение микроклимата влияет на реликтовые леса Причерноморья.

(Продолжение следует).

*При написании статьи были использованы материалы из интернета: Википедии и других сайтов, а также статьи Н. Луганской «Никто не забыт, ничто не забыто…».

**Фото Н. Луганской, С. Кузнецова, И. Горностаева.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 51 | Добавил: omt | Теги: Сочи, Черноморский пресс-тур, Общественное московское телевидение, Хоста, Сергей Кузнецов, Краснодарский край
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2018


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/