ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » 2019 » Май » 27 » ТВЕРСКИЕ ЗАМЕТКИ.
13:10
ТВЕРСКИЕ ЗАМЕТКИ.

Виктор Грибков-Майский,

член Союза журналистов России.

«ГОСУДАРЕВА ДОРОГА И ЕЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ»

                          (литературно-историческая миниатюра).

Вместе со строительством северной столицы возникла и необходимость создания основной транспортной артерии России – дороги, как сейчас говорят федерального значения, Москва – Санкт- Петербург. Такое распоряжение было дано еще Петром I. Но фактически строительство дороги началось значительно позже, в 1776 году по проекту инженер-капитана Баранова. Это была первая в России дорога с твердым покрытием из плотно укатанного щебня, с множеством моcтов через ручьи, реки, овраги. Строительство завершилось только в 1830-е годы.

       Сегодня трудно даже оценить, какую огромную роль сыграла эта дорога в истории нашего государства.

         Многие из проезжавших по этому маршруту оставили свои воспоминания, а Александр Николаевич Радищев свою знаменитую книгу, которая появилась в 1788 году, так и назвал – «Путешествие из Петербурга в Москву». Правда в своей книге он указал лишь названия почтовых станций, так и не описав ни одной из них, что вызывает вполне резонный вопрос, а было ли само «путешествие»? Скорее всего, это был просто литературный прием, и не более того. Известно у кого Радищев заимствовал данный прием у английского писателя Лоренса Стерна, автора «Сентиментального путешествия», изданного в 1768 году.

        «Названия глав типа «Кале», «Париж», «Версаль» внешне напоминают обычные путевые очерки, но для «сентиментального путешественника» маршрут не имеет никакого значения: его встречи и наблюдения от него не зависят. Города – всего лишь фон. Сентиментальный путешественник не интересуется цифрами и фактами из жизни стран, которые он проезжает, он не обращает внимания на местные достопримечательности и погоду и не заботится о точности и подробности своих путевых записей. Впрочем, целью путешествия оказывается не знакомство с флорой и фауной, историей и культурой и даже не изучение национального характера, а некий "моральный урок", который можно извлечь из мозаики дорожных впечатлений».

(https://infopedia.su/9x126de.html).

          Все вышесказанное можно с полной уверенностью применить и к книге Радищева, писавшего не путевые заметки, а социально-философскую книгу.

В прошлом всего на Государевой дороге находилось от 24 до 26 почтовых станций, которые были устроены еще к 80-м годам XVIII века.

        Именно здесь на почтовых станциях путешественники меняли лошадей. Здесь жили станционные смотрители и ямщики. И те, и другие нашли свое отображение в русской литературе. У А. С. Пушкина есть повесть, которая так и называется – «Станционный смотритель».

            А вот как описывает почтовый тракт другой известный русский литератор - князь П. А. Вяземский:

«Извольте ждать, нет лошадей»,

Когда губернский регистратор,

Почтовой станции диктатор,

(Ему типун бы на язык)

Сей речью ставит вас в тупик.

От этого-то русским трактом

Езда не слишком веселит;

Как едешь, действие кипит,

Приедешь, стынет за антрактом…

                  (П. А. Вяземский «Станция»)

              Что касается слово «ямщик», скорее всего, оно тюркского происхождения.

Образование государственной ямской службы произошло при Великом московском князе Иване III Васильевиче, который в 1489 году учредил должность ямского дьяка. В первые годы своего царствования Петр I реорганизовал ямскую службу и учредил почтовое ведомство.

                 Что именно представляли собой почтовые станции, очень хорошо описал известный путешественник французский маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году: «Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью, представляющей собою разительный контраст со скудостью окружающей природы. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле, нижний этаж состоит из нескольких просторных зал и напоминает провинциальный французский ресторан. Мебель обита кожей, стулья с соломенными сиденьями имеют опрятный вид. Везде расставлены большие диваны, могущие заменить кровати, но я по горькому опыту знаю, как опасно ими пользоваться, и даже не рискую на них садиться. Почтовые станции такого рода, хотя и менее изысканные, устроены на протяжении всего пути из Петербурга в Москву и содержаться за счет правительства».

             Со временем появилась необходимость в книгах, которые рассказывали бы о тех местах, по которым проходила Государева дорога. Как мы увидели, книга Радищева для этого не годилась, да и к тому же она сразу попала под запрет.

            Иван Фомич Глушков (1774-1848), уроженец Твери, впоследствии тверской вице-губернатор. У самой книги было пространное название - «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», изданной в Санкт-Петербурге в Что касается первого путеводителя, написанного о Государевой дороге, то его автором был 1801 г.

             Остановимся на этой книге более подробно. Труд, который Глушков посвятил супруге императора, был благосклонно принят государем Александром I, и в 1802 году переиздан. А в 1805 г. вышло третье издание «Ручного дорожника…» на немецком языке. Сегодня эта книга совершенно забыта, но, как нам кажется, забыта незаслуженно, ведь она хранит в себе много информации, которая будет полезна всем тем, кто хоть немного интересуется отечественной историей.

          Проделаем и мы путешествие вместе с Дорожником Глушкова. «Путешественник, оставляя красоты Российской Северной столицы, с умилением взглядывается в последний раз на златые шпицы ея… Он Московской заставы удаляется по пути к Царскому Селу и внимательно рассматривает покойную мостовую, великолепные из дикого камня и разноцветных мраморов верстовые столбы, воображает весь блеск сей двадцати двух верстовой дороги, когда она 1 100 фонарями в осенние ночи освещена бывает…».

             Наш первый отечественный путеводитель интересен не только тем, что в нем описаны все 25 почтовых станций на всем протяжении Государевой дороги, но и приводятся их описания, иногда краткие, а иногда очень подробные и с большим количеством самых различных деталей.

                  «Ижора…Отсюда дорога имеет направление совершенно по прямой линии. Она так ведена в 1712 году от Адмиралтейского шпица на Москву...».

            В Чудове это совершенно прямая дорога протяженностью в 120 верст, заканчивается…и все начинает преображаться: «Открывается множество приятных видов, встретятся обширные со спелым хлебом поля, толпы работающих поселян и луга с пасущимися на них стадами…».

                Интересны и сами названия, со временем некоторые из них заметно изменились. Так Новгород у Глушкова - Новугород, а Выдропужск- Выдоропуск….

          У читателя ни на миг не вызывает сомнение тот факт, что сам автор Дорожника проехал, и может быть не один раз, по всей Государевой дороге, чего не скажешь, например, об авторе знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Уж слишком много конкретных сведений и описаний мы находим в этой книге.

            Так, рассказывая о Бронницых, автор отмечает, что здесь есть хорошая гостиница, разумеется, не забыта и главная местная достопримечательность - Бронницкая гора.

           Автор Дорожника указывает в своих описаниях и все путевые дворцы, называя их Имперскими. Вот перечень населенных пунктов, где в 1802 году эти дворцы были: Чудово, Спасская Полисть, Зайцево, Крестцы, Яжелбицы, Валдай, Едрово, Хотилово, Вышний Волочек, Выдропуск, Торжок, Медное, Тверь, Завидово, Клин, Пешки. Но мы знаем также, что путевые дворцы есть еще в Москве, Солнечногорске, Городне и в Новгороде. Причем в Спасской Полистье, Хотилове и Завидове они были деревянными.

            Описывая Валдай, Глушкову приходят на память для сравнения швейцарские ландшафты, а Валдайские горы он сравнивает с Пиренейскими.

             О валдайских баранках и их продавщицах знают многие, но менее известно, что «Валдай, небольшое прежде село, увеличено в царствование Алексея Михайловича поселением пленных поляков».

             Что касается Иверского монастыря, то в Дорожнике есть история его создания в 1633 году Патриархом Никоном в честь иконы Божьей Матери Иверской, привезенной из монастыря того же имени с Афонской Горы.

        Рассказ о Вышнем Волочке включает подробное описание первой в России искусственной водной системы, по которой в год «проходило до 900 судов, не считая лодок». Глушков называет это «водяной коммуникацией».

          Приводит он и местную поговорку: «Здесь вода в карман, а спуск на барабан». Которую можно понять, как то, что большая вода давала доход, а когда начинался ее спуск, то били в барабан.

            Автор описывает не только достопримечательности, но и жителей тех городов, по которым проходит Государева дорога. Вот как он пишет о вышневолоцких женщинах: «Женщины здешние без исключения во всех частях плотны». Кто знает, может быть и по этому признаку сегодня можно отличить коренных жительниц В. Волочка от приезжих…И далее: «Здесь женщины страстно привязаны к обработке льна и холстов…». Или: «Вышневолоцкие женщины почти поют свои слова».

         А вот и Торжок. «Лучшее, - пишет Глушков, - находится на правой стороне Тверцы, расположенное амфитеатром по косогору уступами к реке склоняющемуся». Автор насчитал в Торжке того времени 23 приходских церкви, а в каменном гостином дворе располагалось 111 лавок. Есть здесь и описание местных жителей: «Мужчины гостеприимны, обходительны, говорят чисто…женщины же еще более сохраняют седую древность…».

           Насколько сегодня трасса совпадает или не совпадает с прежним почтовым трактом можно судить по небольшому путевому замечанию: «На пути от Торжка до Меднова…одна прекрасная усадьба Г-на Глебова на горе, рощами окруженная, уже заставляет любоваться собою». Сегодня от трассы до усадьбы Глебовых-Стрешневых Раек-Знаменское 3 км, и усадьбой уже не полюбуешься. К сожалению, и будущее усадьбы не ясно.

              «Медное небогатое село, стоящее по обеим сторонам Тверцы, имеет изрядную церковь и против её каменного Императорского дворца». Церковь Казанской Божьей Матери, 1764 года постройки, можно увидеть и сегодня в этом старинном русском селе, а вот от путевого дворца остались одни развалины. Так же, как и в Выдропужске.

         Наш путь подходит к Твери. «Под самою Тверью, проехав густой лес, стоит на глубоких песках мужской Малицкий монастырь Святого Николая, окруженный каменной стеной с башнями». Сегодня, это монастырь возрожден их руин.

            Как мы уже говорили, Иван Фомич был уроженцем Твери…и большим ее патриотом. Его рассказ о своем родном городе - это настоящее признание в любви.

         Приводит он и конкретные сведения о Твери того времени: «Кроме всех изрядных строений, прямых и широких улиц, которыми Тверь славится, находятся в ней: 2 монастыря, 29 каменных церквей, Архиерейский загородный дом, публичный Воксал…». Тот самый «воксал», который дал Твери ул. Вокзальную, не имеющую с вокзалами ничего общего. Как бы предваряя наш удивленный вопрос, Глушков сам на него дает исчерпывающий ответ: «Вы хотите знать, что есть Воксал? Это публичный сад, лежащий на крутом берегу Волги…Многолюдство в нем бывает великое».

            «Воксал» как место общественных гуляний и развлечений возник в Англии в середине XVII века. Так называлось небольшое поместье близ Лондона, принадлежавшее некому Воксу де Броте, где устраивались балы, спектакли и фейерверки. В следующем веке воксалами обзаводится континентальная Европа, а в конце 1760-х годов антрепренер Мельхиор Гроти открывает таковой и в Москве. (Л. Стариков «Театральная жизнь старинной Москвы». М., «Искусство», 1988 г.).

              Вскоре появился свой «Воксал» и в Твери. Он был устроен в 1776 году по указанию тверского наместника генерал-поручика Якова Сиверса. И сегодня в Твери сохранились фрагменты этого Воксального сада. К сожалению, все здесь находится в полном запустении, но даже в таком состоянии огромное впечатление производят вековые дубы.

            Мы узнаем, что дести лет назад своеобразной визитной карточкой Твери был пряники. «Тверской продукт есть жемки, крупчатые на меду с разными пряными кореньями, весьма вкусные и как снег белые пряники. Их есть разные виды: коврижки (четвероугольные), рыжики (круглой фигуры), стерлядки (рыбки), жемки (квадратные маленькие пластины)».

            Свою попытку написать путеводитель предпринял и А. С. Пушкин, причем как в стихах, так и в прозе. Так, 9 ноября 1826 года в письме С. А. Соболевскому он пишет: «… посылаю тебе мой Itinéraire от Москвы до Новгорода». И Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не сделал описание маршрута в стихотворной форме:

У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони,
Да яичницу свари.

 

На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке.
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке.

 

Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!

 

Поднесут тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь: посинели,
Влей в уху стакан шабли.

 

Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленькой кусок.

Яжельбицы — первая станция после Валдая. — В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? если же нет,

У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай.

             А еще через некоторое время в 1833-35 годах поэт работает на «Путешествием из Петербурга в Москву». Увы, попытка, явно не удалась.

              Со временем для обслуживания путешествующих была создана необходимая инфраструктура: объекты размещения, причем совершенно различной категорийности, объекты питания, продажа сувениров, «экипажеремонтные» мастерские и т.д.

            Как бы мы сейчас сказали, для VIP-персон были построены путевые дворцы. Так сколько же всего было путевых дворцов на Государевой дороге? Мы насчитали 20. Вот наш перечень населенных пунктов, где эти дворцы были или есть и сейчас: Чудово, Спасская Полисть, Новгород, Зайцево, Крестцы, Яжелбицы, Валдай, Едрово, Хотилово, Вышний Волочек, Выдропуск, Торжок, Медное, Тверь, Городня, Завидово, Клин, Солнечногорск, Пешки, Москва.

             В 1809 году вышел царский указ о переделке большинства путевых дворцов в почтовые станции. Затем они стали превращаться в гимназии, больницы и, к великому сожалению, и в развалины тоже.

                 Более скромная публика пользовалась услугами существующих гостиниц и самих почтовых станций. Пушкин называет две из них: гостиницу Гальяни в Твери, построенную купцом П. Д. Гальяни в 1799-1803 годах, и гостиницу Пожарских в Торжке, построенная в конце XVIII века. В 1834 году хозяйкой гостиницы стлала Дарья Евдокимовна Пожарская.

            Вспоминает о Гальяни в своем путеводителе Иван Алексеевич Дмитриева («Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно», Москва, 1847): «Совсем - было забыли сказать, что здесь дилижансы останавливаются в новой гостинице «Милан» с кудрявою разноцветною вывеской. Но где тот Гальяни, который с таким усердием, с такою заботливостью и так много лет встречал и провожал гостей».

              Так же, как и о гостинице Пожарских в Торжке: «Если вам нужно купить золотых или серебряных произведений Торжка: сапоги, кисеты, мешочки, туфли, ермолки, ридикюли, башмаки и проч., не делая лишнего шагу по городу, то остановитесь против гостиницы Пожарскаго у Вараксина. Трехязычная на русском, немецком и французском у Пожарскаго и мудреная, но сильно говорящая у Климушина или Вараксина: Holellerie, Gasthaus, обе под сусальною позолотою вывески, вас убедят, что европеизм, прокравшийся в русские столицы, когда-то останавливался в Торжке на ночлеге для утоления жажды и голода…».

           О гостинице Пожарских читаем и в книге Александры Осиповны Ишимовой («Каникулы 1844 года, или поездка в Москву»), изданной годом раньше, в 1846 году: «В богатом Торжке и гостиницы богаты: и особенно одна, которую содержит вдова Пожарского. Мы удивлены были, вошедши в ее комнаты…высокие и огромные залы, с окнами и зеркалами такого же размера, с самою роскошною мебелью; все диваны и кресла эластически мягки, как в одной из лучших гостиных Петербургских, столы покрыты цельными досками из цветного стекла, занавесы у окон кисейные с позолоченными украшениями. Но хозяйка не выдержала до конца характера изящной роскоши, какой хотела придать своим комнатам: все это великолепие окружено стенами, не только необитыми никакими обоями, но даже довольно негладко вытесанными».

             Пушкин говорит и о том, чем питались путешественники. Это: макароны, яичница, котлеты, вареная форель, уха, чай с баранками, вино шабри, квас. Особенно славились Пожарские котлеты, правда, у Гоголя о них остались не особенно хорошие воспоминания, о чем пишет Сергей Тимофеевич Аксаков в «Литературных и театральных воспоминаниях». В октябре 1839 г. они вместе совершили путешествие из Москвы в Петербург. Аксаков пишет: «Гоголь рассчитал, что на другой день, часов в пять пополудни, мы должны приехать в Торжок, следовательно, должны там обедать и полакомиться знаменитыми котлетами Пожарского». Гоголь заказал дюжину (!) котлет и через полчаса они были готовы. «Одна их наружность и запах, продолжает Аксаков, возбудили сильный аппетит в проголодавшихся путешественниках… Котлеты были точно необычайно вкусны, но вдруг мы все перестали жевать, а начали вытаскивать из своих ртов довольно длинные белокурые волосы…».

           Ишимова так же пишет о котлетах, «которые известны здесь под именем Пожарских. Быть в Торжке и не съесть Пожарской котлетки, кажется делом невозможным для многих путешественников… происхождение их было интересно: один раз в проезд через Торжок Императора Александра, дочь содержателя гостиницы Пожарского видела, как повар приготовлял эти котлетки для Государя, и тотчас же научилась приготовлять такие же. С того времени они приобрели известность по всей Московской дороге, и как их умели приготовлять только в гостинице Пожарского, то и назвали Пожарскими. Мы все нашли, что они достойно пользуются славою: вкус их прекрасный. Они делаются из самых вкусных куриц».

                  В связи с этим стоит напомнить, что есть еще одна история происхождения Пожарских котлет, связанная с неким постояльцем-французом, который заплатил этим рецептом за постой…и благосклонность хозяйки.

              А сколько же времени занимала дорога от одной столицы к другой. Сегодня на «Сапсане» это путь можно проделать за 4 часа. По словам Аксакова, они выехали из Москвы 26 октября после обеда, ехали без поломок и 30 октября в восемь вечера были в Петербурге. Время в пути – больше четырех суток. Немного ранее, в сентябре 1832 года Пушкин проделал весь путь за пять суток. «В сутки случалось мне сделать три станции. Лошади расковывались и – неслыханная вещь! - их подковывали на дороге. 10 лет езжу я по большим дорогам, отроду не видел ничего подобного…Теперь послушай, с кем я путешествовал, с кем провел я пять дней и пять ночей». (Из письма А.С. Пушкина Н. Н. Пушкиной. 22 сентября 1832 г.).

             Считается, что в среднем скорость в час ямщицкой тройки составляла 10 км. летом, 12 – зимой и не более 8 – в межсезонье. Специальными указами была определена ширина дороги- 1,5 сажени (3, 07 метра). Длина Государевой дороги составляла 735 верст.

          Главная дорога России приносила благосостояние тем, кто здесь жил. «Ехать нам нужно было по шоссе до Валдая..., пишет в воспоминаниях В. А. Панаев. – Проезжая прежде по шоссе мимо больших ямов и деревень с прекрасными постройками и видя там лавки и самовары по окнам домов, нам рисовались такими же и те деревни, куда мы должны были ехать...». Не так давно самовары снова вернулись на трассу, на свое историческое место.

             О том, как выглядела сама дорога, находим в книге все того же маркиза де Кюстина: «Шоссе, нужно сознаться, содержится в порядке, но оно очень твердо и неровно, так как щебень достаточно измельченный, плотно утрамбован и образует небольшие, но неподвижные возвышенности. Поэтому болты расшатываются, вылетают на каждом перегоне, на каждой станции коляска чинится, и теряешь время, выигранное в пути, где летишь в облаке пыли с головокружительной скоростью урагана».

           У Пушкина по этому поводу было другое мнение: «Что сказать о моем путешествии!», – пишет он из Торжка 1 ноября 1826 г. княгине В.Ф. Вяземской, оно продолжается при самых счастливых предзнаменованиях, за исключением отвратительной дороги и несносных ямщиков». Для нее же Пушкин купил в Торжке и сувенир местных народных промыслов – поясок золотного шитья. В письме П. В. Нащокину 27 мая 1836 г. Пушкин опять касается дорожной темы: «Путешествие мое было благополучно, хотя три раза чинил я коляску…».

           Путешествие по Государевой дороге, как одной из исторических дорог мира, всегда было, да и сейчас остается настоящим событием в жизни всякого, кто его совершает. Остается надеяться, что в скором времени появятся новые современные путеводители, рассказывающие о достопримечательностях, который в изобилии имеются на этом туристическом маршруте.

Вместо послесловия.

               Удивительный факт, но в Твери существовал памятник, в том числе, и посвященный строительству Государевой дороге. Вот как об это написала Ишимова Александра Осиповна в книге «Каникулы 1844 года, или поездка в Москву»: «Проходя по этой (Миллионной- прим. В.Г.) улице, мы видели три площади, из которых всего примечательнее Екатерининская. Она окружена лучшими домами в городе; из них в некоторых находятся разные присутственные места. Посредине площади стоит высокий столб с надписью, что в царствование Императрицы Екатерины Великой началось строение прочной дороги между столицами. Смотря на этот памятник, нельзя не удивляться быстроте, с которою все продвигается вперед в России. Еще не прошло 50-ти лет после царствования Екатерины, а у нас уже не только давным-давно ездят в Москву по прекрасному шоссе, но уже скоро будет железная дорога».

            Сегодня в селе Завидово есть музей «Государева дорога», а экспозиция музея Пушкина в Торжке, в основном, посвящена проездам поэта по главной дороге России.

Библиография

  1. И. Ф. Глушков «Дорожник», СПб, 1801.
  2. А.О. Ишимова «Каникулы 1844 года, или поездка в Москву». Спб, 1846
  3. И.А. Дмитриев «Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно», Москва, 1847.
  4. С. Т. Аксаков. С/с т. 3. М. 1956 г.
  5. А. С. Пушкин. С/с т. 2,10.М.1963 .
  6. А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". М. 1975 .
  7. Д. В. Григорович «Литературные воспоминания» (серия литературных мемуаров). М. 1987.
  8. Н. Г. Кузин "Плещеев". М. 1988 . (Серия ЖЗЛ).
  9. Маркиз А.де Кюстин "Николаевская Россия". М. 1990 .
  10. Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь, 1994.
  11. И. П. Чалая, Ю.А. Веденин "Культурно – ландшафтное районирование Тверской области". М. 1997 .
  12. В. Грибков-Майский «По главной трассе России …и немного в

сторону». Российская туристская газета, № 11, 2006 .

  1. В. Дмитриев. «Путешествие по России глазами поэта». Журнал

«Живописная Россия».

  1. В. Грибков-Майский «Старым русским трактом». Журнал «Реноме» № 9 ноябрь 2007
  2. Георгий Осипов «VIP-пристанища. Где останавливались по пути

русские цари?». Журнал «Историческая недвижимость», №2, 2008.

  1. В. Грибков-Майский «По старому почтовому тракту». Журнал «Бонус», №№ 6-7, 2009, №1, 2010.
  2. Юрий Пензиков «Очерки по истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы и села Городни». Газета «Православное Верхневолжье», №4, апрель 2010.

Расскажи друзьям:



Просмотров: 964 | Добавил: omt | Теги: Общественное московское телевидение, В. М. Грибков-Майский, Государева дорога и ее путеводители, Тверская область. Тверь. Радищев
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/