ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » 2015 » Август » 17 » ЗАРИСОВКИ О МОСКВЕ,
23:27
ЗАРИСОВКИ О МОСКВЕ,

Сергей Кузнецов.

АХ, АРБАТ, МОЙ АРБАТ…

                Продолжая наши неспешные прогулки по Москве, после Царицино, находящегося на южной окраине столицы, мы пройдемся по Арбату, одной из самых известных улиц Москвы.

         Арбат описывали многие русские писатели, но воспел его именно Булат Окуджава, поэт, бард, фронтовик, «грузин российского разлива», как он сам шутил о себе. Недаром памятник ему стоит в центре этой улицы… Но, об этом позже…

           Своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля. В XVI—XVII веках Арбатом называлась обширная местность, лежавшая между современными Знаменкой и Большой Никитской улицами, при этом основной улицей района была Воздвиженка, которая главным образом и назвалась Арбатом.

          Название Орбат впервые упоминается в 1475 году: «погорел совсем на Орбате Никифор Басенков»*.

 

         Напоминаю, чтобы не было проблем с парковкой, эвакуаторами, штрафами, (всем тем, что последние годы изрядно раздражают москвичей), машину можно оставить во дворе собственного дома и поехать на метро до станции Арбатская синий ветки московского метрополитена. Но на всякий случай напоминаем, что рядом со станцией Смоленская, недалеко от высотки МИДа есть большой подземный паркинг под торговой «плазой». Но тогда, Вам придется идти по Арбату в другую сторону.

         Мы же начинаем наш поход, выйдя из вестибюля станции «Арбатская», пройдя мимо старейшего кинотеатра Москвы «Художественный» и встав напротив здания одного из любимейших ресторанов старой Москвы «Праги». В зеркальном зале этого ресторана снималось много советских фильмов, в том числе и «12 стульев», в котором Киса Воробьянинов в исполнении Анатолия Папанова пытался ухаживать за юной особой.

         Направо от нас проходит Новый Арбат, а налево – Старый – пешеходный. Нам туда и дорога. Заметим, что с приходом перестройки власти решили пойти навстречу москвичам и открыли такой своеобразный «уголок свободы». Здесь с утра до вечера пели песни самодеятельные и профессиональные, оставшиеся без работы артисты, музыканты. Художники рисовали портреты и шаржи, торговцы предлагали многочисленные сувениры.

            Не обходилось и без жуликов: работали десятки лохотронов типа наперсточников и лотерей, раздавались всевозможные бесплатные газеты и листовки с агитацией за разные партии и религиозные секты… Скорость продвижения в то время по Арбату сводилось к нулю, поскольку тебя постоянно толкали, хватали за рукава и локти, пытаясь навязать свою услугу или товар.

             Через руки продавцов ежедневно проходило миллионы неучтенных рублей и долларов, а налоги платить кроме ежедневных откатов крышующим продавцов милиции и бандитам, никто не торопился.

          Вот и решили однажды власти Москвы упорядочить торговлю на Арбате. Оставили только художников, а всех торговцев разогнали, предложив перейти на легальную основу, т.е. снимать в аренду помещения на первых этажах зданий под кафе и сувенирные лавки.

            Эксперимент сработал, Арбат разгрузился, но колорит того времени пропал.

           Арбатские художники расположились по всей улице. Не перестаешь удивляться – сколько же талантов в одной только Москве! Портреты, пейзажи, карикатуры, натюрморты – все очень профессионально, и что приятно, в основном в стиле русского реализма.

         Подумалось: как опозорился бы здесь со своим черным квадратом один псевдохудожник, которого бы, в числе лохотронщиков с позором выгнали бы с улицы.

        Продавцам сувениров разрешают выставлять стенды со своей продукцией около входа в магазин. Здесь за вполне демократические цены можно купить любые сувениры с видами Москвы, России: магнитики, календарики, открытки, чашки, майки с гос. символикой, знаменитые шапки-ушанки и т.д. Продавцы, как правило, неплохо говорят по-английски, поскольку на Арбате даже во времена санкций очень много иностранцев.

         Арбат – это улица маленьких кафешек, работники которых в теплое время года раскрывают тенты и выставляют на улицы столики, чтобы прохожие могли отдохнуть и перекусить.

               Вот мы и подошли к памятнику Булату Окуджаве. Замысел скульптора предельно ясен: Окуджава на Арбате – это не поэт-трибун Маяковский, который  высится над людьми, машинами, зданиями… Окуджава – свой, он как-будто куда-то торопиться, выходя из проема арки. Руки в карманах. Размер скульптуры под человеческий рост. Никаких пьедесталов.

В арбатских двориках уже практически не встретишь тех арбатских стариков, о которых писал Окуджава. Но на самой улице регулярно можно запросто столкнуться с известными артистами, музыкантами, писателями, режиссерами, которые спешат по своим делам.

На Арбате очень много молодежи. Они останавливаются у знаменитой стены Цоя, кладут цветы. Стена Цоя появилась спонтанно, как выражение скорби неформалов времен перестройки по рано ушедшему своему кумиру – певцу Виктору Цою. На этой стене стали появляться многочисленные надписи, сделанные поклонниками певца в стиле граффити. Сначала  администрация пыталась закрашивать эту своеобразную стенную газету народной памяти, затем, махнула рукой.

             Далее справа на одном из перекрестков можно полюбоваться необычным видом грузинского ресторана, разукрашенном несколько аляповато в стиле сказок «1000 и одной ночи».

          Из скульптур на улице можно отметить сияющую золотом на солнце Принцессу Турандот (фонтан «Принцесса Турандот») рядом с Государственным академическим театром им. Ев. Вахтангова (символ театра по названию одной из самых популярных спектаклей).

Чуть поодаль, на той же, правой стороне Арбата мы замечаем скульптурное изображение А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой, стоящих в полный рост на фоне дома, в котором они жили в свое время. (Замечаем интересный факт, что Пушкин на несколько сантиметров ниже своей супруги).

           Во время пожара 1736 года Арбат сильно выгорел, после чего было принято решение о его расширении. С этого времени Арбат превращается в одну из самых аристократических улиц Москвы, где селились самые известные русские дворянские фамилии — Толстые, Ростопчины, Гагарины, Долгорукие, Кропоткины, Шереметевы, Голицыны, Трубецкие. Строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами; на Арбате почти не было магазинов. При реконструкции Арбата после пожара 1812 года застройка приобрела особый характер: небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, поставленные с разрывом на красной линии улицы и окружённые небольшими садами и дворами без служб.

            В разное время на Арбате жили или неоднократно бывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, братья Аксаковы, А. П. Чехов, А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев). К концу XIX века родовая аристократия все больше сменялась разночинной интеллигенцией, селившейся на Арбате, который начал понемногу приобретать облик, близкий к современному: увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. Рядом с Смоленской и Арбатской площадями появились гостиницы, магазины, рестораны. Имена владельцев лучших арбатских магазинов становились известны всей России: булочки Филиппова, вина из погребов Шустова, сладости Эйнема. Купец Семён Тарарыкин открыл в конце XIX века трактир «Прага», который после революции превратился в образцово-показательную столовую «Моссельпрома».

             С 1880-х по Арбату стала ходить конка, в 1908 году пущен электрический трамвай.

          Постепенно Арбат стал улицей полнокровной жизни Москвы. Василий Поленов писал в Спасопесковском переулке свой «Московский дворик», сейчас на этом месте находится школа 1231, носящая его имя. Сергей Есенин читал в арбатском «Литературном особняке» свою новую поэму «Пугачев». В Серебряном переулке жил русский композитор С. Рахманинов, неподалёку А. Скрябин. В кафе «Арбатский подвал» мелькала знаменитая «жёлтая блуза» Владимира Маяковского. С театральной студии «Мастфор» на Арбате началась слава Сергея Юткевича и Сергея Эйзенштейна.**

             В настоящее время это отреставрированные 2-х и 5-ти этажные здания (некоторые – только с фасаду), являющиеся историческим наследием. Каждый из них связан с пребыванием какого-нибудь исторического деятеля России (а то и десятка знаменитых россиян!) или с историческим событием. Желающие могут пополнить свой багаж знаний, войдя в интернет или открыв многочисленные путеводители и справочники по Москве.

             Улица Арбат заканчивается. Здесь у нас с вами есть выбор. Или сесть в метро на станции Смоленская и поехать домой, или завернуть направо, и, пройдя один квартал, прогуляться в обратном направлении уже по Новому Арбату. Всего такая прогулка растянется не более чем на 6-7 км. А по времени – 2 - 2,5 часа.

*Википедия.

**Википедия.

** *Фото автора.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1515 | Добавил: omt | Теги: арбат, Сергей Кузнецов, Москва, Общественное московское телевидение, Зарисовки о Москве
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/