ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

Категории раздела
Новости русского зарубежья
Российские новости
Публицистика
Проза
Страницы поэзии
Наши соотечественники за рубежом
Московские новости
Дворянское собрание
Новости культуры
Интервью
Духовное
Архив

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » Статьи » Публицистика

ТВЕРСКИЕ ПОЕЗДКИ

Тверские поездки

Виктор Грибков-Майский,

Член Союза журналистов России

МОЯ МАЛАЯ УДИВИТЕЛЬНАЯ РОДИНА, или ТУРМАРШРУТ «РАМЕШКОВСКАЯ ПЕТЛЯ»

Царь Симеон Бекбулатович, наши Казанские чудотворцы,

Глинка и Голенищевы-Кутузовы,

русские и карелы – неизвестный опыт межнациональных отношений… 

         История любой  семьи неразрывно связана с историей малой родины. В моем случае – это Рамешковский район Тверской области.

         В XII—XIV вв. основная территория района входила в состав Каменского стана Бежецкого Верха, западной частью — в состав Бежецкой Пятины и принадлежала Великому Новгороду а южной частью, от теперешних границ района до реки Кушалки — в Шезский стан Тверского княжества. В 1766 г.  Бежецкий Верх был переименован в Бежецкий уезд, в составе которого остался  Каменский стан.

         Стоит проехать всего лишь  36 км. от Твери на север  по Бежецкому шоссе и нас ждет встреча с удивительным местом, которое называется село Кушалино. Здесь мы сделаем нашу первую остановку…

 

1.     Село Кушалино – забытая страница национальной истории

         Село Кушалино –  неотъемлемая страница национальной истории, ведь с этим селом связана судьба  Симеона Бекбулатовича – Великого князя всея Руси. Жизнь этой исторической личности неоднократно и подробно описана. Мы же остановимся лишь на некоторых эпизодах его жизни, которые непосредственно связаны с тверским краем вообще и  селом Кушалино, в частности.

         Симеон был этническим татарином и мусульманином, и до крещения именовался Саин-Булатом. В качестве касимовского царя Саин-Булат принимает участие в Ливонской войне, в походах 1571-1573 годов. В июле 1573 года, видимо, по настоянию Ивана Грозного, касимовский царь был крещен здесь же в селе Кушалино, получив при этом, христианское имя Симеон. Скорее всего, крестили его в древнем Архангельском монастыре, который находился в Кушалино вплоть до литовского разорения в начале XVII в. В память о существовавшей здесь обители – монастыря Архангела Михаила - в 1909 году был установлен  памятный знак, который сохранился до наших дней.

         Сегодня надпись на памятнике не читается, но благодаря  рукописной книге «История села Кушалино» местного краеведа Георгия Петровича Келейникова, мы знаем, что же здесь написано. А именно: на восточной лицевой стороне - «Усердием старосты церкви села Кушалина  Ивана Ефремова и благочестивых прихожан»; на южной стороне – «Помянух дни древния и поучихся во всех делах твоих Псал 142.5»; на северной стороне – «Сооружен сей священный памятник на месте бывшего до XVII века Михайло Архангельского монастыря в молитвенную память о зде лежащих отцах и братиях наших»; на западной стороне – «По благословению Тверского Архиепископа Алексия при священниках села Кушалина Николае Флерове и Николае Мехлицком освящен 20 июля 1909 года».

         В этом же 1573 году Иван Грозный женил Симеона. Его супругой стала одна из красивейших женщин того времени  Анастасия Мстиславская, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, которого иностранцы называли «принцем крови» – мать его была племянницей великого князя Василия III. Таким образом, Мстиславские, которые вели свой род от Великого литовского князя Гедимина, приходились родней и царю Ивану IV.

         Осенью 1575 года судьба преподнесла Симеону Бекбулатовичу  грандиозный сюрприз. В жизни его произошел настоящий  переворот. Иван Грозный отрекся от царства в пользу касимовского царя. Почти год Симеон был царем, но в августе 1576 года Иван Грозный  «ссадил» его с трона, причем  обошелся с  ним милостиво. Ему был пожалован внушительный титул Великого князя Тверского (к тому времени никто, кроме Ивана Грозного, не имел великокняжеского титула - здесь и далее прим. автора). К титулу, как и следует, прилагались обширные земли в Твери и Торжке. Кроме Кушанина в вотчину бывшего царя входили также села: Щербинино, Березник, Мигайлово (ныне Мигалово), Черкассы, Бели-Кушальские, Свистуново и др.

         Можно по-разному относиться, как к царствованию Симеона Бекбулатовича, так и к нему самому, но помазан на царство он был по всем тогдашним законам. Венчался на царствование Симеон в Успенском соборе  Кремля, как и положено было московским государям. И сложись немного по-другому история нашей страны,  вполне возможно, что именно  он мог бы   стать родоначальником новой  царской династии. 

         В  1584 году после  смерти самодержца все круто изменилось в жизни Симеона. При Федоре Иоанновиче власть оказалась в руках царского шурина Бориса Годунова.  Сначала его тесть Иван Мстиславский был обвинен в заговоре против Бориса Годунова и в 1585 году  пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Ионы. В том же году сам Симеон Бекбулатович был лишен титула и имений и сослан на житье в  Кушалино.

        Вот как пишет о том времени известный историк Руслан Григорьевич Скрынников в монографии «Россия накануне «Смутного времени»: «Крещеный татарский хан Симеон по прихоти Грозного занимал некогда московский трон, а затем был объявлен великим князем Тверским. После смерти Грозного Годунов свел служилого «царя» с тверского княжения и он прозябал в деревенской глуши (в селе Кушалино) в полном забвении. «Царская кровь» и благословение Ивана IV давали Симеону большие преимущества перед худородным Борисом».

         С именем Бориса Годунова современники связали и ослепление царя Симеона. Эта грустная история также произошла здесь - в  селе Кушалино.

         В любом случае, ни чем недостойным Симеон Бекбулатович себя не скомпрометировал ни до, ни после своего царствования. Все это не может не заслуживать самого глубокого уважения. 

         Что касается кушалинских достопримечательностей, то до настоящего времени  здесь сохранился значительный культовый архитектурный комплекс, состоящий из: ныне действующей церкви Смоленской Божьей Матери (Одигитрии) 1592 г., с колокольней более позднего времени и церкви Святого Духа (Духовской) 1842 г. (архитектор И.Ф. Львов). К сожалению, церковь Святого Духа, не смотря на свое величие и былое великолепие, не только не используется, но постепенно разрушается.

         Кушалинская церковь Смоленской Божьей Матери (Одигитрии) является  самым древним сохранившемся сооружением на рамешковской земле. Эта церковь была построена по инициативе самого Симеона Бекбулатовича. Появление в Кушалине церкви Смоленской Божьей Матери неслучайно, так как Симеон Бекбулатович был крещен как раз в тот день, когда прославляется эта икона.

         Есть косвенные указания на то, что на тверской земле Симеон Бекбулатович основал несколько церквей. В 1902 году в селе Тутатнь был найден колокол с надписью «слит повелением царя Симеона Бекбулатовича» (1575), который, к сожалению, был позднее утрачен.

         Церковь  Смоленской Божьей Матери интересна еще и тем, что  некоторые исследователи русского искусства отмечают в ней детали, взятые из итальянских построек начала XVI в. В истории искусствоведения это явление получило название «итальянизмов». Известно, что итальянский  архитектор Алевиз построил ряд церквей, которые составляли в архитектуре Москвы значительный пласт «итальянизмов». Высказывается мнение, что дошедшие до конца XVI в., эти храмы могли служить образцом для других построек этого времени, в том числе и кушалинской церкви…

         С историей села Кушалино связано имя еще одной исторической личности - русского  полководца Дмитрия Петровича Пожарского-Лопаты. Это было его вотчина. В 1617 году он был послан в Тверь полковым воеводой с задачей оборонять город от польско-литовских интервентов и доставить запасы для русского войска в город Белый, в течение двух недель руководил обороной Твери, лично участвовал в вылазках.

          В 1618-1628 годах Пожарский-Лопата оставался  воеводой в Твери. Под его руководством  были выстроены новые башни Тверского кремля, мосты через рвы, потайной ход, было отлито несколько новых орудий, увеличен стрелецкий гарнизон.

         Пожарский-Лопата содействовал развитию торговли Твери после польско-литовского разорения в начале XVII века.

         Считается, что есть в селе и французское кладбище, сегодня утраченное, где хоронили пленных французов во время Отечественной войны 1812 года, проходивших через Кушалино в Бежецк.

         Мы же покидаем Кушалино, снова выезжаем на трассу Тверь-Бежецк и  продолжаем наше путешествие, во время которого  можем увидеть еще один уникальный памятник – у деревни Минино со стороны Рамешек справа по движению сохранился более чем километровый участок, вымощенной камнем дороги – это часть  старого Бежецкого тракта, живописно проходящего по сосновому лесу, который раньше пересекал практически  все близлежащие деревни и села.

         На 47-м километре нам придется опять свернуть налево, чтобы посетить  другое древнее русское село Застолбье.

 

2.     Село Застолбье – родина двух святых

         Застолбье известно с середины XIII века как приграничное населенное место Новгородской феодально-вечевой республики.  В прошлом это село было вотчиной бояр Застолбских.

         Последним владельцем села из этого древнего рода был Иван Елизарович, который вместе сыном Нестором  в 1555 году был послан Иваном Грозным в Казань, во вновь созданную Казанскую Епархию. Впоследствии,  отец и сын  приняли монашество и были канонизированы Русской Православной церковью в конце XVI века вместе с их духовным наставником первым казанским архиепископом,  святителем Гурием с наименованием «преподобные  Ион и Нектарий чудотворцы Казанские».

         Вот как об этом рассказывают церковные тексты:

 «Царем Иоанном дан был святителю для забот о делах житейских боярин Иоанн Застолбский. Боярин был богатый человек, но служил святителю со всем усердием и под влиянием благочестия святительского боялся греха всего более, любил правду и был строго честен; особенно служил он святителю во время болезни его. Сын его Нестор, кроткий юноша, с юных дней стал весть жизнь строгую, под одеждою боярского сана носил власяницу, соблюдал пост и любил молитвы храма; с согласия доброго отца принял он монашество с именем Нектария и скончался юным иноком. Вслед затем принял монашество и отец, с именем Ионы; недолго поболев, Иона заповедал похоронить его вблизи святителя, в той палатке, которую построил он для него и где похоронил он сына. При открыли мощей святителя Гурия, найдены нетленными тела и одеяния иноков Ионы и Нектария, верных учеников святителя».

         Память их празднуется  в день первого обретения  мощей Ионы и Нектария, найденных вместе с мощами свв. Гурия и Варсонофия 4 октября 1595 г. (17 октября по н. ст.). Удивительно и то, что и Гурий и Варсофоний, также были связаны с тверской землей.  С 1995 года рака с  мощами Ионы и Нектария Казанских установлена в  православном Петропавловском соборе г. Казани.

       Сегодня о древней истории села  напоминает лишь церковь Вознесения (1798 г.) Раньше в селе была еще часовня  Николая Чудотворца, по преданию построенная  на месте дома Ионы и Нектария.

         Летом 2008 года в память о Застолсбких святых  перед церковью был установлен памятный крест, в основном стараниями уроженца этих мест А. Е. Серова. Да и мощи наших святых земляков могли бы, наверное, время от времени, привозится  на тверскую землю…

         Есть в этом селе и еще один памятник, стоящий на постаменте рядом с МТС – машино-тракторной станцией, которая в народе называлась раньше станом. Это один из первых советских тракторов.

 

3.     Ф.Н. Глинка и Голенищевы-Кутузовы

         Вскоре мы въезжаем в поселок Городковский, получивший свое название от деревни Городок, которая удобно расположилась на излучены реки Медведицы, притока Волги.

         Здесь же в Медведицу впадает река  Каменка, которая несколько километров течет параллельно шоссе. Перед поворотом на деревню Соколово есть удобный съезд к этой живописной речке.

          Сразу за поселком Городковским на возвышенности прямо перед нами хорошо видны внушительные постройки – храмовый комплекс Михайловско-Прудовского погоста (54 км. от Твери). Комплекс состоит из двух, некогда прекрасных храмов. Это церковь Троицы (1812 г.) и Казанская церковь (по другим данным храм посвящен иконе Божьей Матери «Взыскание погибших») (1876-1883 г.г.). Сейчас это практически руины, но уже нашлись  люди, которые решились их восстановить. Есть здесь и свой священник – уроженец деревни Захарьино о. Владимир (Шувалов)…

        Еще в  1910 годах в населенных пунктах нынешнего Рамешковского района находилось 32 церкви, 47 часовен, 2 монастыря, 1 молельный дом. На 1 января 2001 г. сохранились в разной степени разрушения 25 церквей, 3 часовни, 1 монастырский комплекс, 1 молельный дом. Разумеется, если даже удалось восстановить богослужение в той или иной церкви, внутреннее убранство их оказалось утраченным безвозвратно. И это при том, что никаких войн и иноземных захватчиков за последние, почти 500 лет,  на этой земле не было.

        Место это же интересно еще и тем, что деревню  Кузнецово, которая находится здесь же,  в 1797 году Павел I пожаловал   Ивану Логгиновичу Голенищеву-Кутузову. И. Л. Голенищев-Кутузов (1729-1802) принадлежал к старинному дворянскому роду, всю жизнь прослужил на флоте и в 1797 году был назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегии с правами генерал-фельдмаршала по флоту. В 1798 году – назначен президентом Адмиралтейств-коллегии. Он был не только военным, но и писателем, переводчиком, издателем карт и работ по флотоводству. Напомним, что его знаменитый дальний родственник Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов принадлежал к графскому роду.

         Служить на русском флоте было  традицией этой семьи. Его сын Логгин Иванович (1769-1846) также всю жизнь отдал флоту и 1801 году получил чин генерал-лейтенанта и был назначен генерал-казначеем флота. С 1827 года – председатель Ученого комитета при Морском министерстве. Вполне вероятно, что по его инициативе в Кузнецово была построена Троицкая церковь. 

      О Л. И. Голенищеве-Кутузове есть упоминание в книге известного русского путешественника Г.А. Сарычева «Путешествие по восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану»: «Но его превосходительство Логгин Иванович Голенищев-Кутузов принудил меня дневниковые мои записи обработать, привесть в порядок и составить из них связное повествование».

     И по сей день на древнем сельском кладбище  можно видеть надгробную плиту на могиле одного из потомков первого владельца этого имения.

      Последним же  владельцем имения из рода Голенищевых-Кутузовых была Авдотья Павловна, которая в 1830 году вышла замуж за поэта пушкинской эпохи, героя Отечественной войны 1812 года,  географа и археолога Федора Николаевича Глинку. Тридцать лет они прожили в любви и взаимопонимании, вплоть до кончины Авдотьи Павловны.

      Нельзя не сказать, хотя бы несколько слов о родителях Авдотьи Павловны.  «Павел Иванович Кутузов был человек умный,.. начитанный, говорил и писал на многих языках (французский знал отлично)… Притом Павел Иванович был великим мастером в высших степенях масонства, имевшем тогда огромное значение». (Ф.Н. Глинка «Мои воспоминания о незабвенном Н. М. Карамзине»). В качестве Досточтимого Мастера  руководил масонской ложей «Умирающий Сфинкс».

       Глинка очень точно охарактеризовал своего тестя, который доводился племянником фельдмаршалу М. И. Кутузову,  человека далеко  не однозначного. С одной стороны – это утонченный литератор, не только писавший оригинальные произведения, но и переводивший с французского, немецкого, итальянского, английского, греческого и латинского. Но в истории русской литературы он остался не благодаря своим литературным произведениям,  сегодня основательно забытым, а той литературной войне, которую он не жалея сил и времени вел с Н. М. Карамзиным, которого он пытался уничтожить, «как человека, вредного обществу, и коего  все писания тем опаснее, что под видом приятности, преисполнены безбожия, материализма и самых пагубных и возмутительных правил».

      Умер 13 (25) сентября 1829 года в Твери.

       Мать Авдотьи Павловны – Елена Ивановна  происходила из семьи князей Долгоруких.

      На кладбище Михайловско-Прудовского погоста до сих пор сохранилась могила Елены Ивановны Голенищевой-Кутузовой. Скорее всего и могила Павла Ивановича должна была быть тоже здесь, но в настоящее время она не обнаружена.

      Сама же Авдотья Павловна живо интересовалась литературой, о чем неоднократно пишет Глинка в письмах к своим друзьям:

«Если б я забыл Вас, то мне напомнила бы о Вас жена моя, которая еще недавно поставила портрет Ваш подле Шиллера и Гете. Она, будучи еще в девушках, перевела целый том Шиллера. Вчера я выдернул один листок из ее тетрадки и посылаю Вам Военную песню из Валленштейнова лагеря». (Из письма к А.С. Пушкину от 28 ноября 1831 года, г. Тверь).

       В имение Кузнецово была большая библиотека, переданная в 1897 году Тверскому музею. Часть книг сохранилась в составе библиотеки ТвГУ: более 30 названий второй половины XVIII - первой четверти XIX в. по физике, химии, истории, художественные произведения Г.- А.З. Бюргера, И. В. Гете, С. Геснера, Ф. Шиллера и др. Документы Голенищевых-Кутузовых хранятся в Государственном архиве Тверской области.

     Когда Глинка бывал в Кузнецове, то все свободное время   посвящал исследованию этой местности и древностей, оставшихся там, по его словам, в изобилии. По поручению Географического общества Глинка проводил здесь исследования курганов и древних захоронений. Его работа «О древностях в Тверской Карелии» получила премию Российского Географического общества.

      Ф. Н. Глинка был одним из первых отечественных краеведов, у кого возникла идея собирать  валуны с загадочными знаками, так называемые камни-следовики. Здесь в своем имении Кузнецово он создал нечто вроде музея под открытым небом. В парке около усадьбы постепенно накапливались камни, так или иначе заинтересовавшие ее хозяина. Среди них попадались экземпляры с изображениями как естественного, природного, так и искусственного происхождения. Большую часть свой коллекции Ф. Н. Глинка описал в статье «Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде», опубликованной в первом томе «Русского исторического сборника» за 1837 г. Вот как он описал один из «странных» валунов: «...черный камень небольшой в объеме, но весьма тяжеловесный, обвит весь разнообразно как бы тесьмою или лентою, на нем же выпукло изсеченною.

      На одном конце этого камня явственно изсечена стопа как бы обутого человека (ибо виден каблук и след); на другом, противоположном: узел с раскинутыми концами. Средина вся опутана часто пресекающимися выпуклыми линиями. Весь камень имеет вид спеленатой мумии».

       Несколько таких камней Ф. Н. Глинка передал в Тверской музей. Известия о находках валунов с выбитыми на них следами птиц, зверей и человека, «отпечатками» рук и подков, крестами различных типов, углублениями в виде чаш, точек и других непонятных знаков и сегодня не перестают вызывать удивление. Никто не может точно сказать, какое назначение они имели, тем более что письменных источников с ответом на этот вопрос найдено не было.

       «Благодарные» потомки не сохранили даже могилу этого выдающегося представителя русской национальной культуры, которая находилась в Тверском Желтиковом монастыре рядом с могилой его любимой жены. Сегодня есть предложение перенести землю с места, где когда-то находилось кладбище Желтикова монастыря, для создания на Михайловско-Прудовском погосте символического захоронения  Федора Николаевича и Авдотьи Павловны…

         Современное шоссе Тверь – Бежецк сегодня огибает районный центр поселок Рамешки, оставляя его слева по ходу движения. Поэтому, чтобы попасть туда, нам нужно будет свернуть с него налево, на старое Бежецкое шоссе. Но до этого с левой стороны будет  святой источник Ильинский (62 км. от Твери). Здесь мы можем утолить жажду, отведав свежей  воды из  источника, который в последнее время благоустраивается.

 

4. Поселок Рамешки, или История тверских карел

        С поселком Рамешки связана еще одна значимая страница российской истории. Здесь в Рамешковском районе  бок о бок с русскими долгие годы живут карелы. Карелы (самоназвание – карьяла, карьялане), одно из  угро-финских племен. Первые сведения о переселении карел на Верхнюю Волгу  относятся к 1553 г. Массовый характер переселение карел приняло после подписания Столбовского мира со Швецией (1617 г.) между Россией и Швецией, по которому часть Карелии отошла Швеции. Карелы, спасаясь от национального и религиозного гнета и преследований, переселялись на обезлюдившие после опричного разбоя второй половины XVI в. и событий Смутного времени    начала XVII в. земли Тверского края. Здесь им  были предоставлены определенные льготы. Последняя волна переселений карел в Тверской край относится к 1720 годам, когда Карелия по Ништадскому миру (1721 г.) отошла России.

        В 1926 году в крае насчитывалось 140,6 тыс. карел. В 1937 году постановлением ВЦИК в границах Калининской области был образован Карельский национальный округ с центром в г. Лихославле, который просуществовал до 1939 г.

         Сегодня тверских карел примерно 50 тысяч. В Тверской области создана и успешно работает Тверская региональная национально-культурная  автономия тверских карел. Тверские карелы позиционируют себя как самостоятельную народность и являются постоянными участниками Всемирных конгрессов финно-угорских народов.

        Тверские карелы оказались  упомянутыми в фундаментальном исследовании «Этногенез и биосфера Земли» известным философом Львом Николаевичем Гумилёвым:

«Карел из Тверской губернии в своей деревне называл себя карелом, а приехав учиться в Москву, - русским, потому что в деревне противопоставление карелов русским имело значение, а в городе не имело, так как различия в быту и культуре столь ничтожны, что скрадываются». Напомним, что имение отца философа – знаменитого русского поэта Николая Гумилёва Слепнёво находилось совсем рядом - на Бежецкой земле.

        Русские и карельские деревни находились в непосредственной близости, но никогда не было никаких массовых межнациональных беспорядков между этими двумя, казалось бы, совершенно разными  народами. Может быть, принадлежность к одной вере и была тем гарантом спокойствия и порядка, а может быть и те и другие просто  с уважением относились  к соседям, не пытаясь смешиваться в уже сложившиеся национальные уклады.

       К сожалению, этот опыт межнациональных отношений в самом центре России не только не был изучен, но вообще мало,  кому известен.

 

5.     В село Замытье и обратно

        Полтора десятка километров и мы въезжаем в еще одно старинное село Замытье. И нас снова ждет встреча с Медведицей.

        Несмотря на то, что от Высоково до Замытья  несколько километров еще не асфальтированной догори, тем не менее,  доехать до этого древнего села обязательно стоит, хотя бы только из-за того, чтобы полюбоваться на удивительную по своей красоте церковь Преображения Господне (1883 г.). К сожалению, и здесь до возрождения былого великолепия еще очень и очень далеко.

          Церковь Преображения Господне (1883 г.) нам интересна вдвойне, так как она была спроектирована и построена по образцу Владимирской церкви г. Твери, которая, к великому сожалению, не дожила до наших дней…

        Есть предположение, что в селах Застолбье и Замытье в средние века были мытницы, т.е. заставы для сбора проездной пошлины. Эти древние таможни были установлены тверскими князьями и существовали уже в XIV веке.

        Хочется надеяться, что активная жизнь еще вернется в эти места, для чего непременным условием являются  современные дороги. Тем более, когда речь идет не какой-то глухомани. Если же говорить о селе Замытье, то самым перспективным для этого населенного пункта   стало бы строительство моста через Медведицу и дороги с твердым покрытием через древни Жихнево, Твердятино, Зарю с выходом в поселок Гродковский. Но пока об этом можно лишь мечтать.

          В селе Замытье мы развернемся, чтобы, не спеша, вернуться в Тверь засветло.

          В Рамешках целесообразнее  повернуть направо на Старобежецкое шоссе, что не только позволит нам «срезать» несколько километров  обратной дороги, но и лучше рассмотреть главную местную достопримечательность архитектурный культовый ансамбль: Церковь Троицкая, 1784 г., кон.XVIII в., кон. XIXв.; колокольню (церковь Александра Невского) 1-ая пол. XIX в., с остатками ограды. В Рамешках есть еще одна достопримечательность - бюст дважды Героя Советского Союза Смирнова А.С.,  установленный здесь в 1951 году.   

     На  скоростное шоссе мы попадем уже в знакомом для нас месте –  у поворота на д. Соколово, сделав своеобразную  небольшую петлю – Малую Рамешковскую петлю.

         Продолжим путь и на обратной дороге сделаем короткую остановку  в  деревне Летнево, чтобы попробовать воды из еще одного святого источника, над которым  стоит  совсем маленькая часовенка. Источник находится в непосредственной близости от шоссе, но чтобы было им удобно пользоваться проезжим, прилегающую территорию еще предстоит обустроить.

 

Послесловие

 

Старый Бежецкий тракт

Старый Бежецкий тракт,

Едем точно на Север.

Старый Бежецкий тракт

В обрамленье лесов.

А в полях васильки,

Да ромашки, да клевер.

А в небесной дали

Птичий звон голосов.

 

Старый Бежецкий тракт –

Моя память и совесть.

Эту землю прошли

Мои предки не раз.

А теперь мой черед

Дописать свою повесть.

И по тракту вдвоем

Едем с сыном сейчас.

 

Старый Бежецкий тракт -

Боль потерь и утраты.

Боль за павшие храмы,

За измену и ложь.

И за это, за все.

Только мы виноваты,

А других виноватых -

Где теперь их возьмешь?

 

Старый Бежецкий тракт –

Млечный путь наш отныне.

Старый Бежецкий тракт –

Не свернуть, не сойти.

Мы родные места

Никогда не покинем.

И другую Россию

Нам нигде не найти.

 

Старый Бежецкий тракт.

Да, поможет нам Боже.

Мы осилим наш путь,

И закончим дела.

В край, что Бежецким Верхом

Называем мы все же

Не случайно дорога

Нас с тобой привела.

                                           ( В. Грибков-Майский Из сборника гражданской лирики «Процветший крест»)

 


Расскажи друзьям:



Категория: Публицистика | Добавил: omt (02.11.2013)
Просмотров: 4090 | Теги: Международный журнал Русского Заруб, Моя малая родина, В. М. Грибков-Майский
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/